ЗаключениеСтраница 2
В романе Симоны де Бовуар структура оценки концептов героев много сложнее. Негативная оценка героев, их мироотношения, построенного, в конечном счете, на стремление к богатству, к карьере, т.е. к приобретению вещей, принадлежит героине. Ее автор не оценивает негативно. Он подробно излагает ее внутренние мысли, ее систему оценок, внутренний конфликт героини с миром, приводящий ее, в конечном итоге, к душевному кризису и нервному заболеванию. Развитие внутреннего конфликта героини с миром и составляет сюжет романа «Прелестные картинки». Конфликт, глубоко спрятанный в душе, никак не проявляющийся внешне. Внешне героиня следует наполняющим ее многообразным ролям: роли жены и хозяйки дома, роли матери, роли специалиста по рекламе, роли дочери, светской роли. Только от роли любовницы она отказывается. Но этот отказ не виден миру- любовная связь тайная.
Однако развертывание глубоко запрятанного в глубине души внутреннего психологического конфликта с окружающими, с людьми, которых устраивает существование в качестве «прелестных картинок» в мире потребления составляет сюжет романа и приводит ее к нервному срыву.
Так на сюжетном уровне выражается протест автора романа, Симоны де Бовуар, против «общества потребления», против жизни без духовных интересов, против дегуманизации французов, живущих в окружении материальных благ в то время, когда люди голодают, когда продолжаются войны, когда происходит дискриминация евреев.
В романе Ж.Перека, в отличие от романов Симоны де Бовуар, Эльзы Триале, несмотря на то, что сюжет есть, он подчеркнуто «десюжетизирован». В нем отсутствуют основные компоненты: нет завязки, развязки, кульминации. Ни одна событийная ситуация в его развитие не становится событием. Событийное развитие романа связано с многочисленными попытками героев улучшить свое материальное положение, но эти попытки не приводят ни к какому результату. Если развертывание сюжета представить графически, то оно будет представлять собой кольцо-движение по кругу с нулевым результатом.
Ослабленность сюжета в структуре романа, а также отсутствие изображения какого-либо рода, человеческого общения героев, духовных интересов, и.т.д.- т.е. отсутствие всего многообразия, составляющих душевный мир любого человека выявляет и подчеркивает, обнажает «вещизм» героев, заполненность их душ жаждой вещей, заполненность в свою очередь объективного мира вещами. Это является объектом резко отрицательной оценки автора.
Оба произведения: и Симоны де Бовуар, и Ж.Перека- вливаются в литературу «шозизма»: однако основные эстетические требования литературы «вещизма» в них не соблюдены. Если в романе Ж.Перека многие художественные особенности совпадают с эстетикой «вещизма»: преобладание мира вещей, десюжетизация романа, многочисленные повторы, монотонность, освобожденность художественного мира романа от любых реалий, кроме вещей, то в романе Симоны де Бовуар такие традиционные для эстетики «вещизма» приемы отсутствуют.
«Вещизм» окружающих, их дегуманизация действуют угнетающе на психику героини, провоцируют внутренний, глубоко скрытый психологический конфликт героини с окружающими.
Статьи по теме:
Театр У. Шекспира и средневековые традиции (на материале
трагедий «Король Лир», «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»,
«Отелло», «Зимняя сказка», хроники «Юлий Цезарь»)
Как известно, У Шекспир свои произведения писал прежде всего для постановки на сцене театра «Глобус», поэтому мы вначале рассмотрим влияние средневековых традиций на театральные постановки драматурга.
Как мы выяснили в первой главе, в ср ...
«Записки охотника»
И все же не стихотворениям и поэмам Тургенева суждено было открыть новую страницу в летописях русской литературы. Она была открыта, как известно, «Записками охотника».
При переходе Тургенева от поэтических опытов к «Запискам охотника» ис ...
Восточный Крым в творчестве Максимилиана Волошина
Живя попеременно в Москве, Петербурге, Париже, путешествуя по странам Средиземноморья, поэт всегда мысленно обращался к восточному Крыму.
В Москве Волошину-студенту чудится:
Лазурное море
Живет и горит
И каждой волною
Со мной говорит ...