Концепты общества потребления в романе Ж. Перека “Вещи”Страница 3
Человеческие отношения подменены обозначением их знакового (семиотического- по терминологии Ю.М. Лотмана) характера: например, так описываются взаимоотношения с клиентами: приводится два-три постоянно задаваемых вопроса для внесения ответов на них в анкету, обозначение того впечатления, которое производит на клиентов хорошая одежда и внешний вид героев, многозначительность выработанных ими жестов и мимики – и все. т.е. любое описание человеческих отношений подменено маркировкой (обозначением знаков- см. Ю.М. Лотман, Структура художественного текста). В сюжете отсутствуют события, отсутствует описание духовной, творческой, профессиональной жизни героев, их увлечений, чтения книг, посещения театров, даже пейзаж и описание любования красотой мира отсутствует в романе.
При этом художественный мир романа до предела насыщен описанием вещей, что мотивировано совпадением пространственно-временных точек зрения автора художественного с точками зрения героев: автор как бы объясняет читателю, что он вводит в роман такую схему описания вещей, т.к. интересом только к вещам заполнена вся духовная жизнь героев.
Свое сниженно-ироническое, подчеркнуто оценочное негативное отношение к своим героям автор художественный мотивирует очень просто: герои низки, потому что над ними тяготеет только желание иметь вещи, они «такие»-«уж такими они были», все в мире им по зубам», «они влюблены в свободу», «облегчало дело то, что они жили компанией», «безостановочно болтали», и.т.д и.т.п.
Введение сниженных оценочных слов в характеристики героев как бы уничтожает их, призвано снижать их восприятие читателем.
При этом такого рода снижающе -оценочное отношение к героям романа автор художественный нигде и никак не мотивирует. Видимо, он не считает это необходимым. Видимо, разница его концепта и концептов героев только утверждает автора художественного в его раз и навсегда избранной позиции: человек должен относиться к вещам с пренебрежением, должен иметь духовные интересы и посвящать им жизнь, а не думать о том, чему посвящают жизнь его герои.
Именно такого рода противопоставление концепта «вещизма» концепту истинно духовного отношения к миру и вынудило писателя работать над избранной им темой. Это очевидно из анализа концепта романа Эльзы Триале «Розы в кредит» Ж.Перека «Вещи», Симоны де Бовуар «Прелестные картинки»
Статьи по теме:
Краткие биографические сведения
Барто Агния Львовна (настоящая фамилия Волова) (1906-1981), русская поэтесса. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где испытывая ...
Тема России в творчестве А. Блока
Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое значение. Сам поэт писал: «Родина это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, ...
Мифы народов мира
Из Литинститута Пелевина отчислили 26 апреля 1991 года. Как записано в приказе №559, "за отрыв от института". Не очень понятно, что скрывается за бюрократическим термином "отрыв", поскольку "физически" жизнь ...