Концепты общества потребления в романе Ж. Перека “Вещи”Страница 2
Итак, экспозиция романа такова: вокруг героев множество жизненных благ, которыми они не могут воспользоваться в силу своего ущербного социально-экономического положения, но желание их иметь у героев крайне сильно.
Этот намеченный в экспозиции конфликт с развитием сюжета не усиливается и не ослабевает, он неизменен. Это сила, которая постоянно давит на души юных героев, на их психику. Действительно, говоря объективно, положение героев драматично в силу этого, обозначенного выше, конфликта.
Сюжет романа состоит из описания множества попыток улучшения своего материального положения, их безрезультативности. Желание при этом не ослабевает.
Единственное, что изменяется в их судьбе- время. Время течет, как ему положено, из прошлого в будущее, обычное биографическое время. Герои стареют, у них исчезает обычная, присущая юным, радость жизни, они все более устают от того прессинга, который неизменно давит на их сознание.
И до конца романа положение и судьба героев не меняются. Роман заканчивается тем, с чего он начался: описанием страстного желания героев приобрести вещи.
Сюжет движется так, как протекает жизнь героев: по кругу, если представить его графически, это кольцевое движение, в конце которого отсутствует результат, т.е. результат равен нулю. Структуру сюжета можно описать схематически так: нищета-тщетные попытки выйти из нее- вновь та же нищета. Даже из такого краткого обозначения структуры сюжета очевидно, что в романе, по сути, отсутствуют события. По определению Ю.М. Лотмана, «событием в сюжете произведения является такое действие, которое изменяет характер его художественного мира
В романе «Вещи» не происходит ни одной ситуации, которая изменила бы положение героев и, следовательно, их психологию, их установки, их отношение к миру. Они постоянно остаются в прежнем положении, и по-прежнему давит на их сознание страстная жажда приобретать то, что им необходимо для жизни, а это всего лишь вещи. Но без вещей человеческая жизнь невозможна. Вещи и создаются для того, чтобы облегчить человеку существование. В этом нет ничего необычного. А вот герои романа «Вещи» лишены этой необходимости.
Автор романа резко осуждает вещизм своих героев, который выражается в их концепте: «они обожали вино и, собравшись вместе, часто и много пили» (…с.26)
«они были влюблены в свободу. Им думалось, что в мире им все по зубам, они жили, подчиняясь ритму своих желаний, их жажда была неутолима, воодушевление не знало границ»
«Эта игра их сильно занимала, и они отдавали ей много драгоценного времени, которое могли бы с пользой употребить на что-то другое.
Но такими уж они были, и кружок, который они образовали, невзирая на возникавшее иногда взаимное недовольство, поглощал их почти целиком. Вне этого кружка для них не было настоящей жизни» *
Таких оценочных замечаний автора, резко критикующих образ жизни своих героев
или иронически сниженно характеризующих их жизненное восприятие в романе множество. Как видно из приведенных цитат, роман написан в форме 3-го лица
(«er-geschichte», по терминологии М.М. Бахтина)
При этом пространственная и временная точки зрения автора художественного совпадают с аналогичными точками зрения его героев, о оценочная- резко противоположна оценочной точке зрения героев.
Тем самым автор подчеркивает низкий, малозначимый характер того, что является предметом его изображения.
Концепты героев низки, малозначительны, приземленны, но автор считает своим художественным долгом, тем не менее, их описывать. И при этом из объекта художественного изображения выпадает все, что обычно присутствует в художественном тексте и в душах, в жизни людей вообще: все человеческие отношения, какие-либо события, романтика любого рода, эстетические и духовные ценности и многое, многое другое.
Статьи по теме:
Поэтика Аристотеля
В данной работе рассмотрению подвергнутся такие сочинения Аристотеля, как «Поэтика» и примыкающая к ней «Риторика». Это трактаты, в которых рассмотрены вопросы искусствоведения (эстетики); Аристотель, отказав искусству в абсолютном творче ...
Блюстители дихомотий
Автор: Сергей Корнев
Кто и почему не любит у нас Пелевина?
" . А про Катона люди пусть лучше спрашивают, почему этому человеку нет памятника ."
Катон Старший (Из Плутарха)
В декабре 1997 года в культурной жизни нашей страны ...
Общественная жизнь.
Начиная с 50-х г. экономический рост и связанный с ним технический и социальный прогресс вызвали во Франции глубокие перемены. Общество вступило в эпоху потребления и досуга. Несмотря на трудности, которые страна переживала после кризиса, ...