Концепты общества потребления в романе Ж. Перека “Вещи”Страница 1
Жорж Перек (1936-1982) стал известен благодаря публикации романа «Вещи» (1965) «Потребительская цивилизация» увековечена в романе, поскольку его истинными героями оказываются вещи, единственное содержание духовного мира персонажей.
В отличие от Триоле все вербально обозначено, главный концепт вынесен в заглавие романа. Страсть к вещам и их приобретению показана через бесконечные описательные ряды. В отличие от других романов, персонажи прекрасно вписываются в общество потребления- видоизменение концепта счастья и красоты в соответствии с новыми реалиями общества потребления.
Даже до имен героев нелегко добраться, все индивидуальное стерто, унифицировано, овеществлено, открытие мира отождествляется с открытием предметов потребления- «шерстяных изделий, шелковых блузок» и пр. и пр. Так описывают роман Ж.Перека «Вещи» авторы учебника «Зарубежная литература 20 века»
В связи с тем, что роман Ж. Перека относится к шозизму, характерному для 60-х годов французской литературы 20 века, рассмотрим концепт романа и его художественные особенности. В романе Ж.Перека обращает на себя внимание необычность сюжета. В романе в целом повествуется о двух молодых людях, только что вступивших в брак. Однако история их любви, их взаимоотношений до брака и в первые годы совместной жизни, как правило, счастливых и обычно привлекающих внимание писателей, не изображены в этом произведении. Отсутствует вообще какое-либо изображение человеческих взаимоотношений между молодыми людьми, также как отсутствует описание их взаимоотношений с друзьями, о которых в романе говорится, что их много, взаимоотношений с коллегами по работе, с клиентами- одним словом, автор устраняет изображение хотя бы каких-то аспектов обычной человеческой жизни: любви, дружбы, привязанности, нет ни малейшего намека на какие-либо человеческие отношения.
Все многообразие чувственной, духовной, повседневной жизни подменено вещами. Это мотивировано в сюжете романа особенностями социального, экономического, семейного положения героев, и, как результат- особенностями их психологии. Брак заключен по любви, личностные отношения бесконфликтны. Показана их социальная и материальная неустроенность: они поженились бедными студентами, находящимися на пороге крайней нищеты (автор подробно описывает отсутствие у них приличной одежды, квартиры, еды, развлечений и др. необходимых для каждого человека предметов жизненного обихода), у них нет надежд после завершения учебы устроиться на высокооплачиваемую работу. Потому они бросают учебу и устраиваются на работу. На первые, только появившиеся у них деньги, они начинают приобретать вещи.
Естественно, что приобретение вещей после длительного полунищего, полуголодного существования приносит героям непередаваемую непосредственную радость. Радость, которой они наслаждаются, которой делятся с друзьями, которую живут.
И описание этой радости вызывает в душе читателя сопереживание, сочувствие, сострадание, поскольку каждому очевидно, что отсутствие денег-беда, покупки необходимого- благо. Это- на уровне здравого смысла, на самой поверхности сознания каждого, и потому описание духовного вещизма героев вызывает сочувствие.
При этом художественный мир романа, так же как сознание самих героев, заполнено описанием вещей: вожделенных, таких желанных, таких жизненно необходимых для героев, потому что они лишены возможности их приобретения: денег мало, надежды на будущее смутны. А вещи- жизненные блага кругом. В витринах магазинов они видят ценные безделушки, дорогие, такие нужные им предметы обихода, в ресторанах- людно, дорогие машины на улицах, приглашения в заграничные путешествия – на рекламных щитах.
Статьи по теме:
Романтические традиции Жуковского в раннем творчестве А.Блока
Итак, когда мы ведем речь о Блоке, на раннем этапе творчества «повторяющем» Жуковского, то два важнейших фактора должны приниматься в расчет: идеалистическое мировоззрение, мистицизм юноши и в целом социальная пассивность, аполитичнос ...
Художественный образ: значение термина
В самом общем смысле образ – это чувственное представление определенной идеи. Образами именуются эмпирические воспринимаемые и подлинно чувственные в литературном произведении объекты. Это образы зрительные (картины природы) и слуховые (ш ...
3аключение.
Рассматривая вопросы, посвященные изучению проблемы своеобразия психологизма в романах К.С.Тургенева 1850-х - начала 1860-х годов, мы пришли к выводу, что поднятая нами
проблема, несмотря на значительные достижения советского литературове ...