Концепты общества потребления в романе С. де Бовуар “Прелестные картинки”Страница 4
Актуализация на уровне сюжетно-композиционной структуры романа, темы бедствий и страданий человечества, голодных детях, евреях, напоминающих о страшных временах фашизма дискредитирует "вещизм" героев романа, их сосредоточенность на поверхностной, материальной стороне бытия.
И далее во всех сюжетных эпизодах романа, структурированных таким образом, чтобы подтвердить правильность и высокую гуманистичность позиций Лоранс, отвергающих мир Парижского вещизма. Точка зрения героини, раскрытая на уровне повествования ее внутрених монологов, проявляет себя как единственная верная оценка систем ценностей "общества потребления".
2. На уровне художественного времени сюжетное действие романа охватывает временной промежуток в полтора месяца: действие начинается на рауте у Доминики, матери Лоранс и завершается в конце августа, после возвращения Лоранс и Жан-шарля в Париж из путешествия по Греции. На уровне художественного времени отсутствуют какие-либо большие временные промежутки, разделяющие между собой сюжетные ситуации романа, перенесеня героев мыслью, на уровне ассоциаций в прошедшем- повествование о событиях течет спокойно, эпически медленно, без временных сбоев.
Такое медленное эпическое течение художественного времени романа актуализирует специфику художественного пространства. Каждая сюжетная ситуация романа строго ограничена подчеркнуто суженными пространственными рамками. На протяжении всей событийной линии произведения сюжетные ситуации разворачиваются в бытовом пространстве, ограниченном стенами комнаты: это салон, гостиная, спальня, в которой протекает общение Лоранс с ее мужем Жаном-Шарлем, с любовником, где она общается с Катрин.
В Парижских сценах романа действие никогда не выходит на широкий простор, на улицу, на природу, оно всегда ограничено рамками бытового пространства в котором таится душа Лоранс.
Единственный раз в романе столь узко ограниченное художественное пространство сменяется широким, большим простором – в сценах путешествий героев в Грецию.
В данном случае путешествие в Грецию выбрано не случайно. В сознании каждого культурного европейца понятие Греции тесно связано с античностью, с культом красоты и свободы, овевающим всю античную культуру, с античной философией и.т.д. В структуре греческих эпизодов автор максимально актуализирует семиотическую значимость античности, возникающую в сознании читателя, когда он встречает имена Афин, Акрополя, Дельф в тексте.
В Греции протекает та же ограниченная узкими рамками духовного мира, лишенного каких-либо возвышенных интересов, жизнь героев.
Однако само введение в текст романа подобных географических названий, о введении романтики античной истории, маркирует мир путешествия героев как несомненно прекрасный и тем самым противопоставляет его ограниченному узкому бытовому пространству, в котором протекает их жизнь и узким духовным горизонтам, которые характерны для каждого из них, не исключая и Лоранс.
3. Таким образом в структуре романа прослеживается динамика центрального конфликта произведения: противопоставление мира «вещизма», ограниченных духовных интересов, убогости душевного мира всему широкому пространству гуманистических общечеловеческих духовных ценостей, которые в романе представлены на фоне греческих городов и памятников, корреспондирующих с системой общегуманистических воззрений, провозглашающих сочувствие, что актуализирует тема введения, упоминания о бедствиях человеческих, связанная в структуре романа с образом Брижитт, а также общеэмоциональное принятие системы гуманистических ценностей в их противопоставлении психологии и образу жизни «вещизма»; свойственное Лоранс.
Итак, как показывает проведенный анализ романа «Прелестные картинки» С. де Бовуар, это произведение по своему концепту выливается в литературное движение «шозизма»; характерное для французской литературы 60-х годов 20 века, эпохи торжества идеологических ценностей «общества потребления».
Статьи по теме:
Социально-исторический контекст возникновения общества потребления во
Франции 60-х годов 20 века. Особенности экономики Франции 60-х годов 20 века.
Кризис 30-х годов и Вторая мировая война обескровили экономику Франции. В 1945 г. инфраструктура была разрушена, производственные мощности устарели, финансовая система рухнула, внешняя торговля фактически свелась к нулю. В период с 1945 п ...
Средневековые образы «призраков» и «смерти» - ключ
в художественной эстетике Шекспира (на материале трагедий «Цимбелин», «Ромео и
Джульетта», «Гамлет», «Макбет», «Буря», комедий «Конец – делу венец»
«Смерть за добро, смерть врагов – элемент средневекового мировоззрения. В средние века, как известно, люди не считали смерть абсолютным концом, а только переходным моментом и важным итогом, о котором свидетельствует печать “божьего суда” ...
«Пушкинская культура» в лирике А.Блока
«Что такое поет? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт»,— говорил Блок в своей речи ...