Концепты общества потребления в романе С. де Бовуар “Прелестные картинки”Страница 1
Роман Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» написан об этом «обществе потребления», экономических, социально-политических и культурных особенностях которого в 60-е годы 20 века речь шла выше, в предшествующей главе. Об этом обществе и месте человека в нем.
Главный концепт этого романа- реклама, также один из концептов общества потребления, даже название романа: «Прелестные картинки» связано с этим, героиня сама создает «Прелестные картинки». Цель рекламы- навязывание новых концептов людям- новых представлений о красоте, что также служит стандартизации. Сначала автор нам показывает уик-энд, затем- этому противопоставляется сознание главной героини, от имени которой и ведется повествование, она не утратила гуманистических ценностей, она критически относится к себе и окружающим.
Центральной героиней романа является Лоранс, обеспеченная молодая женщина (ей в романе 28-29 лет, хотя возраст точно не указан, его можно определить по тексту) среднего круга – она занимается рекламным бизнесом. Муж-строитель. Благополучная обеспеченная семья, в которой двое детей. Брак заключен по любви. Очевидно благополучие, которое проявляется во всем, в межличностных отношениях между мужем и женой, хорошие дети, материальная обеспеченность, хорошие родители, главные герои романа вращаются в светском кругу, путешествуют, знают и любят культуру, ценят друг друга.
И в то же время – с первых строчек романа очевидно какое-то неблагополучие, ощущение внутреннего духовного дискомфорта, которое точит душу главной героини.
Роман написан в форме 3-го лица («er-geschichte», по терминологии Б.Эйхенбаума, Томашевского, М.М. Бахтина) однако точка зрения автора-повествователя («автора художественного»- Б.О. Корман) сближена с точкой зрения героини Лоранс и потому автор передает все внутренние, потаенные мысли и ощущения Лоранс. И потому читатель видит все то, что видит героиня знает о прошлом то, что знает о нем героиня и всегда в курсе всех невысказываемых мнений, мыслей и оценок героини (совокупность точек зрения автора- повествователя, изложенная в монографии Б.О. Кормана, лирика Н.А. Некрасова: пространственная, временная, аксиологическая точки зрения)
А мнения Лоранс чаще всего саркастические или, как минимум, иронические. Роман открывается описанием светского раута, на котором присутствует Лоранс. Она оценивает: «Все было безукоризненно: солнце и ветерок, жаровня-барбекью, сочные бифштексы, салаты, фрукты, вина. Жильбер рассказывал о путевых и охотничьих приключениях в Кении, а Лоранс предложила им тест с паромщиком, и они загорелись: они обожают удивляться самим себе и смеяться друг над другом»* Очевидно, что автор передает мысли и характер восприятия своей героини. Эта выписка из текста приведена, поскольку она заинтересовала нас в следующих аспектах, которые представляются нам определяющими для характера художественного мира романа:
Эти мысленные замечания Лоранс находятся в самом начале романа, а, как известно, начало и конец произведения М.М. Бахтин определяет как «кодирующие», т.е. определяющие характер художественного мира произведения в целом;
Очевидна ироническая интонация, направленная на себя и окружающих: только человек, склонный видеть во всем смешное или, напротив, негатив, подмечает поведенческие детали, которые выставляют людей и самого себя в смешном, нелепом свете: «Они обожают удивляться самим себе и смеяться над другом». Так непринужденные светские отношения, сдобренные оттенком веселости и подчеркнутого доброжелательства друг к другу оборачиваются в глазах героини нелепой стороной, в них подмечается деланность, искусственность: «Они обожают…» И писатель приводит это замечание Лоранс, чтобы познакомить читателя с характером оценок в своем художественном мире;
Фраза начинается с иронических слов «Все было безукоризненно». Такую ироническую оценку можно дать, увидев тщательность заботы хозяина о совершенстве своего приема, т.е. такая оценка может относиться к тому, как сервирован стол, к подбору гостей, к характеру светской беседы- т.е. усилиям хозяина в совершенстве светского раута. Но здесь описание начинается с обозначения явления природы: «солнце, ветерок», - т.е. того, что неподвластно человеку, что представляет собой субстанционально иные силы – силы Бога и что воплощает собой столь немало содержательное понятие (и – в первую очередь – для каждого произведения художественной литературы) как полнота жизни, ее первозданная прелесть. Потому что в отличие от форм жизни людей формы бытия мира, природы остаются вечно неизменными – как создал Бог (или
появился мир), так явления природы и не изменялись.
Статьи по теме:
Биография Корнея Ивановича Чуковского
Чуковский Корней Иванович (1882–1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский советский писатель, переводчик, литературовед.
Родился 19 (31) марта 1882 в Санкт-Петербурге. Отец Чуковского, петербургский студент, ...
“Вольное общество любителей словесности, наук и художеств”
Литературная жизнь в России к 1810-м годам понемногу приобрела более ясные очертания чему, в основном, способствовали литературные кружки и общества, большинство которых появились после известного “Дружеского литературного общества”. Возн ...
Понятийный аппарат
Баллада –это лироэпический жанр, в котором содержится лирическая эмоциональная оценка персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах, строящихся на основе диалога.
Инвектива – своеобразный вид сатиры ...