Концепты общества потребления в романе Э. Триоле “Розы в кредит”Страница 2
В романе Э. Триоле, в одном из первых произведений французской литературы. Отразилось воздействие на психику человека новых явлений французского потребительског общества: рекламы, средств массовой информации.
На всем пространстве романа автор постоянно описывает как в душе Мартины истинное стремление к красоте, к счастью неизменно подменяется желанием приобрести вещи. При этом автор не включает в повествование внутренние мысли Мартины, связанные с ее стремлением к красоте, к счастью, даже к чуду проводится на сюжетном уровне структуры романа.
Не случайно Мартина полюбила очень крепко Даниеля: с детства и на всю жизнь. А Даниель увлечен разведением роз, ему глубоко, по его натуре, чуждо стремление к поверхностной красоте. Он любит глубоко красоту и выращивает истинную, уникальную природную красоту мира- розы. И потому, при описании встреч Мартины и Даниеля, их разговоров вдвоем, их любви автор воспроизводит диалоги героев и сюжетные ситуации, включая описание очаровательных пейзажей.
Тем самым он передает тот психологический механизм, который неизменно срабатывает в мыслях Мартины: глядя на пейзажи она наслаждается истинной природной красотой, с Даниелем- искренне любит его, но едва только ей представляется возможность высказать какое-то свое мнение -–как это непременно становится мнение о вещах.
Андреев Л.Г. «Современная литература Франции, 60-е годы»
Таким способом автор мотивирует ту подмену понятий, которая произошла в душе Мартины: слишком необразованная, чтобы знать что-то о духовной жизни, заботится об удовлетворении каких-то своих духовных возможностей, даже, в силу своей необразованности, не предполагающая, что у нее имеются духовные потенции, она свойственное ей стремление к красоте, к чуду неизменно переносит на вещи. Она подошла к Даниелю и, ни слова не говоря, стала смотреть с ним как угасает необычайная окраска небес. Когда все подернулось голубоватой дымкой Мартина вздохнула- «Ты знаешь, как Доминика называет нашу кухню? Приемная. До чего же это смешно! Ты угадал, она просто-напросто дура, при всей своей таинственности!»*
Закат еще не угас, сегодня небо было экстравагантнее чем обычно- багровокрасное, в просветах между темных облаков с желтыми краями, оно сохраняло яркие краски, фосфорецировало.
Фосфорецирует,- сказала Мартина. –Как маленькая богоматерь, которую мама
Донзер привезла… Это не было чудом. Просто краски фосфорецировали…
А ты предпочла бы чудо? – Даниель замолчал. Потом продолжал:- Мне кажется что Доминика посмеялась над тобой, она достаточно умна, чтобы намекнуть на твою необразованность. Я никогда не слышал, чтобы она называла кухню «приемной». Боюсь что дурочкой оказалась ты.
Сделана столь развернутая выписка из текста, поскольку представляется что здесь раскрыт психологический механизм «страсти к приобретению вещей», которая так сильно овладела душой Мартины. Весь диалог перемежается описаниями великолепного заката. Герои обмениваются репликами по поводу его красоты и- одновременно- по поводу приобретательской страсти Мартины, рисующей ее «необразованность», как определил Даниель.
И далее, на всем пространстве романа, Мартина в самые неподходящие моменты высказывается о вещах: «Среди ночи, глядя с кровати на очистившиеся от облаков небо, где одна звезда горела ярче другой, Мартина завела с Даниелем разговор о спальне: она хочет приобрести спальню для их квартиры, которую мама Донзер, Жорж и Сесиль подарили им, купив ее в кредит.
Сонный Даниель плохо слушал, но Мартина продолжала говорить, вертеться с боку на бок, задавать ему вопросы, и кончилось тем, что он совсем прослушал… Какая спальня? Зачем покупать спальню? У них ведь нет денег! Легко сказать – в кредит! Кредит облегчит покупку?
Статьи по теме:
Феномен «глянцевого писателя»
Маленький человек перестал быть объектом творчества, а стал его субъектом. Маленький человек стал писателем.
М. Михайлов
Системное исследование феномена массовой литературы требует обращения к категории автора. Понятие «автор» в массово ...
Литература периода Реставрации
В 1660 г. в Дувре высадился Карл II, приглашенный на английский престол.
Протекторат Кромвеля подготовил умы англичан к мысли о единовластии. Новая знать, вчерашние индепенденты, после смерти лорда-протектора боялись смут, хаоса гражданс ...
Музыка в лирике
Слова, уложенные в форму стиха,
уже перестают быть просто словами:
они омузыкалились.
П.И. Чайковский
Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств. Она рождает в нашем воображении неожиданные связи, ассоциации. Большие поэ ...