Концепты общества потребления в романе Э. Триоле “Розы в кредит”Страница 1
На рубеже 50-60 г. Э. Триоле написала реалистическую трилогию «Нейлоновый век», состоящую из романов «Розы в кредит» (1959), «Луна-парк» (1959) и «Душа» (1963). «Это было, пожалуй, первое большое произведение французской литературы, попытавшееся воссоздать суть и облик новой стадии в жизни общества, той социальной ситуации, когда капитализм относительно стабилизировался. Триоле одна из первых подняла значительную тему, которая в 60-е годы выдвигается в центр внимания французской литературы – тему «потребительского общества»*
Центральный концепт – страсть к вещам. Кредит- новое отношение к деньгам, то что нельзя купить сразу, можно купить в кредит. Один из концептов вынесен в заглавие, что подчеркивает его значимость, новая реалия, которой раньше не было,
столкновение ее с традиционной системой ценностей и идеалов. Концепт розы традиционен, это воплощение красоты, но в романе этот концепт меняет свое значение. Это связано с противопоставлением систем ценностей: Мартина, которая с восторгом принимает общество потребления и те возможности, которые оно открывает, эти концепты обладают для нее притягательностью. Предел мечты для нее- искусственные розы, купленные в кредит. Ее муж Даниель занимается выращиванием роз, и для него это имеет совершенно иное, индивидуальное наполнение, этот концепт связан для него с творчеством и работой. Это столкновеное проходит через весь роман. Показано внедрение новых концептов в сознание людей. Исследуется групповой концепт (семья Мартины). Подчеркивается высокая степень стандартизации.
Триоле подчинила картину «нейлонового века» своей концепции человека, выдвинув в каждом из романов на первый план тему призвания, тему счастья.
Два первых романа трилогии резко контрастируют между собой. Героиня романа «Розы в кредит» Мартина «удивительно красива», не лишена задатков, она легко осваивает любое дело, за которое берется, автор отмечает мечтательность героини, ее любящее сердце, привязанность к приемной матери, давнюю глубокую ее любовь к Даниелю, ее возлюбленному и мужу.
Но она формируется и реализуется в условиях «Нейлонового века», Парижа 50-х годов.
Кругозор Мартины ограничен картинками модных журналов, красотой парижских парикмахерских, салонов красоты и винить Мартину за это довольно трудно: автор в первых главах романа подробно описывает нищету и убогость обстановки ее родного дома, ее родного деревенского жилья, грязь, грубость, омерзительность дома ее родной матери. И потому, попав в чистую благоустроенную парикмахерскую и в теплую человеческую обстановку салона – парикмахерской мадам Донзер, она быстро привязалась к ней и стала ненавидеть свой бывший дом и грубость своей родной семьи, стесняться своей матери.
Вот как автор описывает нищету домашней обстановки Мартины: «Никогда в жизни мадам Донзер не видывала ничего похожего на лачугу Мари, мусорный ящик и тот мог показаться цветущим садом по сравнению с этой комнатой. Мартина, несчастный ребенок, стала теперь еще дороже мадам Донзер. А уж двор или, вернее, загон…»**
После переезда в Париж, Мартина была очарована великолепием и внешним изяществом парижанок, посещавших салон красоты, в котором она работала, богатством витрин, удобством и разнообразием красок внешней, бытовой стороны жизни Парижа и, не оглядываясь, с головой окунулась в стихию приобретения вещей.
Даниэль, любящий Лоранс, восхищающийся ее красотой, говоривший что «совершенство вредит ее красоте» Даниэль, выращивающий прекрасные розы и полностью поглощенный своим призванием, мечтой вырастить самую прекрасную розу на свете не разделяет увлечения Мартины приобретения вещей.
Но героиню трудно винить за эту овладевшую ей страсть к приобретению. Выросшая в грязи и нищете, покоренная великолепием Парижа, героиня поддается вещизму потому, что она- жертва общества, навязывающего ей свои
«потребительские» идеалы.
Он ослепляет Мартину своими возможностями хотя бы в кредит приобрести поддельные розы обывательского уюта.
Хорошо сделанные вещи навязываются человеку «потребительским обществом», не только как воплощение красоты, реализация самой затаенной мечты человека. Так горизонты существования человеческой души оказываются закрытыми мебельными гарнитурами.
«Мартина сама превратилась в предмет стандартного гарнитура. У нее в квартире не сыщешь не одной книги. Нет даже газет. Только радио и телевизор. Желания у нее стали пластмассовые, а счастье нейлоновым»*
Мартина в романе тщательно выписана, ее плотская красота, ее быт, в котором она вся отражается, ее мечты, воздействие на ее сознание парижской рекламы.
Статьи по теме:
Переводы стихотворений Пушкина К.Павловой
Французские переводы Пушкина, кроме Цветаевой, обогатила ещё одна переводчица- Каролина Павлова. Это удивительно одарённая поэтесса, писала почти с равным блеском на русском, немецком и французском языках. В 1839 году Павлова перевела на ...
Понятийный аппарат
Баллада –это лироэпический жанр, в котором содержится лирическая эмоциональная оценка персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах, строящихся на основе диалога.
Инвектива – своеобразный вид сатиры ...
“Московское общество любителей русской словесности”
В 1811 году возникло “Московское общество любителей русской словесности”. Строгой стилистической выдержанности в нем не было. Членами общества являлись авторы различных направлений: В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков, А.Ф. Воейков, Ф.Н. Глинк ...