ВведениеСтраница 2
Три романа, по-разному, на разном художественном материале, с использованием различных художественных средств, исследуют одну и ту же проблему, которая встала в XX веке перед человечеством: проблему соотношения человека и общества в современном мире, особенности психологии и мироотношения человека в мире потребления, в мире вещей. Исследуемые произведения написаны писателями так называемого "второго ряда" и изучены недостаточно, несмотря на то, что эти книги были популярны в свое время. Существует большое количество статей и рецензий, но нет специализированных исследований. Дополнительный интерес представляет обращение к текстам 3-х различных авторов, чья творческая манера несхожа, совпадение темы их романов свидетельствует что она представляет интерес, отражает действительность, современную авторам. В настоящее время опасность стала более очевидна, но писатели отреагировали уже давно на кризис традиционных ценностей.
В последние десятилетия возрождается интерес к социологическому методу. Этот подход используется и в отечественном литературоведении, но принимается во внимание тот факт, что литературное произведение не является точной копией действительности, а рисует картину реальности, как ее видит писатель.
Использование социологического метода для изучения литературного произведения позволяет поэтому делать выводы и о творческой манере писателя. Можно заметить что в свое время советская критика использует социологический метод в его прежнем понимании, такой подход был в какой-то мере оправдан. Авторы анализируемых произведений сознательно делают акцент на изображение социальной действительности и занимают критическую позицию к этой изображаемой действительности. Но подчеркивая эту критическую направленность, критика упрощала произведение, упуская исследование формы, принимая во внимание только содержание. Новое понимание социологического подхода обеспечивает новизну исследования, элементы социологического метода дополнены элементами текстового анализа.
Оптимистическая концепция буржуазного прогресса, получившая свое распространение в XVIII-XIX веках, исходила из уверенности, что повышение благосостояния общества и, следовательно, каждого человека в нем приведет к улучшению материального и, как следствие, культурного уровня каждого человека в отдельности и тем самым приведет к расцвету человеческой личности.
В послевоенной Европе и Америке стало очевидным, что повышение благополучия подчас оборачивается порабощением человека миром вещей, к обезличиванию личности, упадку ее духовных интересов.
Этот феномен общественного, культурного, психологического и пр. развития общества стал объектом изображения во многих произведениях французской литературы 50-60х годов XX века и получил название «шозизм».
Под влиянием потрясших Францию событий писатели мыслили такими масштабными понятиями, как наука, народ, фашизм и антифашизм, кланы и партии. Литература предельно социологизировалась, приковалась к злободневному – не только проза но и так называемая поэзия обстоятельств. «Пережитое было столь значительным само по себе, что не нуждалось в обобщении, убеждали факты, и к точной передаче их в документах и свидетельствах, в дневниках и письмах стремились писатели»*
В литературе «шозизма» остро ставится вопрос об обесчеловечивании человека в эпоху материального благополучия. Эта проблема по-разному осмыслялась французскими писателями, но общее из их концептов было- отрицание, критика «общества потребления», неприятие «вещизма», выросшего в душах людей под влиянием удовлетворения их экономических интересов.
Художники выражали свои творческие концепты при помощи различных художественных средств, однако общность цели заставляла использовать схожие художественные приемы, которые стали традиционными для литературы «шозизма».
Статьи по теме:
Теоретик классицизма А. Сумароков
Талантливый поэт и теоретик классицизма А. Сумароков пытался самостоятельно разработать теорию классицизма применительно к отечественной литературе, сформулировав её основные положения в своих стихотворных «Епистолах»
Поэтическое творчес ...
Тематика стихов З. Гиппиус
Осенью 1899 г. у Мережковских возникает идея обновления (как им казалось) во многом себя исчерпавшего христианства; для осуществления задуманного необходимо было создание "новой церкви". Стремление услышать живой "голос цер ...
Вхождение в большую литературу
В мае 1897 года Л. Андреев неожиданно успешно сдал государственные экзамены в университете; и, хотя диплом его оказался лишь второй степени и давал звание не "кандидата", а "действительного студента", этого было вполне ...