Оппозиция любви и долга в Сиде КорнеляСтраница 2
По словам самого Корнеля «Химена не в силах не признать и не любить великие достоинства Родриго (estaba prendada de sus partes), хотя он и был убийцей ее отца (цитата из предуведомления автора).
Для Корнеля понятия родовой чести не являются понятиями однозначными и разумными тем, чему следует принести в жертву свою любовь.«Ведь первоначальным толчком, движущей пружиной действия является отнюдь не столкновение каких-либо высоких гражданских принципов, а просто оскорбленное самолюбие тщеславного придворного – отца Химены, раздраженного тем, что король предпочел ему отца Родриго. Таким образом, акт индивидуалистического своеволия, мелкая личная страсть – зависть честолюбца, создает трагический конфликт, разрушающий счастье молодой четы».
Переломным моментом становится победа Родриго над маврами, вторгшимися в город под покровом ночи. Битве, в которую вступил Родриго во главе кучки бойцов, принесла ему огромную славу. Он захватил в плен двух царей и спас население города. Король говорит о том, что нет такой награды, которая бы соответствовала подвигу героя. Химена, пришедшая узнать о решении короля утром после сражения, меняется в лице, когда король, желая ее проверить, сообщает ей о смерти Родриго. Но долг чести заставляет ее продолжить обвинять Родриго. Она просит объявить о том, что тот .кто сразит ее обидчика в равном бою станет ее мужем:
Дозвольте мне призвать оружие к защите;
Родриговым мечом обида свершена,
И точно так же я мечом отмстить должна.
Всем вашим рыцарям я громкий вызов кличу:
За эту голову даю себя в добычу;
Когда мой враг падет и примет смерть свою,
Я выйду за того, кто победит в бою.
Велите, государь, чтоб вызов был объявлен.
(действие IV-е, явление 5-е)
За Химену решает выступить дон Санчо, влюбленный в нее. Перед битвой Родриго вновь приходит в дом к возлюбленной, чтобы попрощаться. Он сообщает ей о том, что хочет сдаться дону Санчо без боя, чтобы принять столь долгожданную для него смерть, ведь жить без Химены он не может. Химена в порыве любви протестует против подобного решения:
О, если над тобой так властен смерти зов,
Что жизнь свою и честь ты позабыть готов,
То вспомни нашу страсть, мой дорогой Родриго,
Сразись, чтоб на меня не пало это иго,
Борись, чтобы меня не отдали тому,
Кто отвратителен и сердцу и уму.
Сказать тебе еще? Как воин выйди в поле,
Чтоб я, безмолвствуя, в своей смирилась доле,
И, если ты любви не угасил огня,
Будь победителем и завоюй меня.
Прощай: мне совестно моей невольной речи.
(действие V-е, явление 1-е)
Родриго побеждает в бою и милует своего противника, который отправляется сообщить Химене об исходе поединка. Но Химена, увидев Дона Санчо, решает, что ее возлюбленный повержен, и приходит в отчаяние. В порыве безутешного горя она невольно признается королю в своей любви. Король решает создавшуюся ситуацию в пользу влюбленных, приказав Химене отказаться от мести и, сдержав свое слово, наградить победителя своей рукой. Пьеса заканчивается решением о том, что свадьба будет отложена до того момента, когда не пройдет должный срок. И лишь из других литературных произведений мы узнаем о том, что этот брак состоялся. Так, в «Песне о моем Сиде» перед читателем предстает счастливый брак Сида и Химены, от которого у них родилось две дочери. Таким образом, проблема любви и долга решаются в пьесе в пользу любви.
Статьи по теме:
Восточный Крым в творчестве Максимилиана Волошина
Живя попеременно в Москве, Петербурге, Париже, путешествуя по странам Средиземноморья, поэт всегда мысленно обращался к восточному Крыму.
В Москве Волошину-студенту чудится:
Лазурное море
Живет и горит
И каждой волною
Со мной говорит ...
Обзор учебников по литературе
Литература – пожалуй, самый загадочный предмет в школьной программе. Математик знает, что он должен научить школьников решать примеры, задачи и уравнения, географ – рассказать, что и где находится. И критерий успеха понятен: извлек квадра ...
Оксюморон в творчестве Анны Ахматовой
В основе жизни лежит двойственность: добро и зло, день и ночь, огонь и вода, небо и земля. На свете существует всего два начала: мужское и женское. В природе не существует другого, третьего рода. Наш мир дуалистичен.
О.В. Сливицкая в одн ...