Заключение
Два непохожие, на первый взгляд, рассказа «Кавказский пленный» В.С. Маканина и «Последний рассказ о войне» О.Н. Ермакова объединены одной темой – темой войны. Оба автора по-разному подходят к изображению человека на войне, но приходят к одному выводу: война – противоестественное состояние человека, она разрушительна и губительна для всего живого.
Рассказ «Кавказский пленный» - о гибели красоты, мир не спасающей. Да и до красоты ли дело, когда все мысли о выживании на войне в физиологическом смысле? Нет, конечно, поэтому в мире продолжает распространяться бесконечное зло. Война же научила верить только в свою физическую силу. Но красота (хотя бы ее отголоски) еще затрагивает души людей. И поэтому еще остается надежда на то, что мир не рухнет из-за войны, а возродится благодаря красоте. И не благодаря красоте человеческой внешности или красоте окружающей природы, хотя и они тоже важны, а благодаря прежде всего красоте душ людских, их нравственности, доброте, отзывчивости, милосердию, ответственности за свои поступки, потому что все начинается именно с человека, его мыслей и поступков, которые необходимо воспитывать с точки зрения нравственности.
Главный герой «Последнего рассказа о войне», в противовес предыдущему выводу, так и не находит выхода для себя. Он не может ответить на вопрос: как спастись от этой «болезни»-войны. О.Н. Ермаков не решает проблему войны, не дает советов, как избежать ее. Единственный выход - спасаться самому. Поможет только природа, ее красота и гармония, которую потеряли солдаты, столкнувшись с военными буднями. Природа «раскрыла» глаза Мещерякову, значит, она очистит и других, потому что окружающий нас мир, его умиротворение, никогда не «проникнутся» войной, нужно только не терять с ним связь.
Статьи по теме:
Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье
сердце»
К середине 20-х годов, после опубликования повестей «Записки на манжетах», «Дьяволиада», романа «Белая гвардия, писатель уже сложился как блестящий художник слова с остро-отточенным сатирическим пером. К созданию повестей «Роковые яйца» и ...
Основные литературные течения XVIII и XIX вв. Романтизм
Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18- первой половины 19 вв. Французское romantique означало в 18 в. «странное», «фантастическое», «живописное». В нача ...
Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А. Булгакова. Н.В. Гоголь как образец для творческого подражания М. А. Булгакова
Уже довольно долгое время литературоведы пытаются выявить причины преемственности литературных традиций, но однозначного решения этой проблемы не найдено. Для нас важно то, что данная связь реально ощутима – М. Шолохов писал: «Мы все связ ...