«Никак мы из войны не выйдем, все воюем, воюем…»Страница 4
У В.С. Маканина природа враждебна: опасность разлита в мире, поэтому люди испытывают страх, но не от конкретных людей-врагов (из кавказцев полно изображены лишь двое – в мирной беседе за чашкой чая лидер боевиков Алибеков и мальчишка-горец, красивый, хрупкий, беспомощный), а будто от самих гор: мы не видим убийц Бояркова, четырех насильников молодой женщины с ребенком. И тем не менее, красота Кавказа облагораживающе действует на простоватых русских парней, из которых в основном и сформированы военные федеральные силы. И все-таки человек сохранил к красоте былую чувствительность: он откликается на ее зов. Но каждый по-своему. Вовка-стрелок равнодушен к ней, чувство красоты замещено ощущением своей умелости и превосходства в стрельбе. Рубахин теряется, робеет перед непонятной силой. У него нарастает тревога (это реакция физиологическая). А все потому, что для героев понятия красоты и безобразия сугубо эстетические. Отсюда прослеживается подмен понятий: этического и эстетического. «Красота» перестает быть силой, способной спасти мир, а оборачивается всего лишь «красотой местности», пугающей и тревожащей человека, опасной, которую не чувствуешь.
Интересен тот факт, что со слов о красоте начинается рассказ о смертях и убийствах, о насилии и агрессии – и заканчивается вопросом: не утверждением, не отрицанием, а недоуменным вопросом: «…но что, собственно, красота их [гор] хотела ему сказать? Зачем окликала?». Из этого следует, что рассказ «Кавказский пленный» - о гибели красоты, мир не спасающей. Да и до красоты ли дело, когда все мысли о выживании на войне в физиологическом смысле? Нет, конечно, поэтому в мире продолжает распространяться бесконечное зло. А может, XX в. – век войны – просто не может прийти к спасительной красоте, ибо путь этот лежит через познание себя, своего предназначения, своей души. Война же научила верить только в свою физическую силу. Может, формула спасения, предложенная веком минувшим, в XX столетии неприменима? Но красота (хотя бы ее отголоски) еще затрагивает души людей. И поэтому еще остается надежда на то, что мир не рухнет из-за войны, а возродится благодаря красоте. И прежде всего красоте душ людских.
Статьи по теме:
Последние годы жизни. Смерть и похороны
В октябре 1910 года, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну. Своё последнее путешествие он начал на станции Козлова Засека; по дороге заболел воспалением лёгких и вынужден бы ...
Бейбут Мауленов
В моей памяти с детских лет запечатлелась кропотливая работа отца над стихами. Порой он засиживался до поздней ночи в столовой. Я помню работу машинисток у нас дома, обычно по субботам и воскресеньям, помню, как отец диктовал свои стихи. ...
Мастерство критического разбора А.С. Пушкина (о жизни и сочинениях Озерова)
Вклад А. С. Пушкина в развитие редакторского дела в России вряд ли можно переоценить. Достаточно сказать о том, что до Пушкина редактирования в России фактически не было. Более того, не было даже русского языка в том виде, в каком мы знае ...