«Ах, война, война… Болеть нам ею – не переболеть…»Страница 2
О.Н. Ермаков в «Последнем рассказе о войне» раскрывает внутренний мир героя, прошедшего всю эту бесцельную, бессмысленную, непонятную войну, его мироощущение от своего лица. Благодаря этому Мещеряков словно показан изнутри – через книги, впечатления, воспоминания, он сливается с автором, который дает ему собственные чувства и мысли. Это особый стиль О.Н. Ермакова, основой которого является проникновение во внутренний мир героя. Это - серьезная попытка сказать о самом главном, самом важном: о жизни и смерти, о том, что осталось и вызрело в душе человека, прошедшего через войну. Герой О.Н. Ермакова много бы отдал, чтобы «никогда уже не окунаться в небо войны», поэтому он мечтает написать свой последний рассказ о войне, рассказ, «насыщающий сердце», рассказ, «который бы, как магнит, захватил, втянул в себя все, что только он помнит, думает, знает о войне». «Он хотел бы рассказать о летчике и ребенке, как они лежат вдвоем в ночном мире». Но сумеет ли он объяснить в своем рассказе себе и людям, в какие бездны влекут их (и будущие поколение) кровь, насилие, жестокость сегодняшних войн? Он словно призывает: «Не будьте безумными! Вот он – последний рассказ о войне, и на этом нужно поставить точку».
Нагнетая трагическое ощущение жизни, отрицая происходящее на войне, О.Н. Ермаков дает ориентиры, помогающие выжить человеку в этом «аде». Герой вспоминает о рассказе К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»: для него это в данных условиях символ родины и красоты. И не случайно: природа выступает основой «Последнего рассказа о войне» и сопровождает героя на протяжении всей войны, неотступно следуя за ним и в его воспоминаниях. Природа становится действующим лицом (она же и фундамент человеческого бытия): она враждебна и прекрасна и предстает перед нами со слов самого автора. Пейзаж играет значительную роль: отталкиваясь от «Мещерской стороны» К.Г. Паустовского, руководясь теми же принципами изображения природы, О.Н. Ермаков создал образ Долины Центрального Афганистана. О.Н. Ермаков создает теорию «глобальной» красоты; у него нет подробных описаний природы; он рассказывает о чувствах, которые она вызывает, которые помогли ему понять нелепость войны: Долина научила Мещерякова понимать ее природу так же, как и Мещерский край научил К.Г. Паустовского «видеть и понимать прекрасное». Здесь изображен открытый протест против войны, выражающийся в таких литературных приемах, как сравнение («Они действуют, не задумываясь, как боги.»), парцелляция («Он шел мимо домов и деревьев, витрин. А за ним шла смерть.»), ряды однородных членов («…врачи спасали их, зашивали дыры…, вынимали осколки…»), антитеза («Они твердили о мире и устраивали кровавые бойни.»), риторические вопросы («…обмениваться честью – что это значит?…») и лексические повторы («…кисти, кисти, так хорошо приспособленные для многих дел, кисти, создавшие и создающие все…»), с каждым разом ярче и полнее преподнося все ужасы и жестокости войны. Многочисленные сравнения помогают нарисовать военный быт, увидеть его по-новому и передать чувства и мысли самого автора. Оригинальные эпитеты ярко рисуют военную обстановку с ее неповторимыми признаками, делают военный быт зримым, слышимым, осязаемым и передают настроение О.Н.Ермакова. Метафоры живо изображают картину событий, выявляют сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передают эмоции писателя. Олицетворения четко рисуют окружающую природу, придают ей определенную эмоциональную окраску, выражают мысль о единстве мира и человека. Благодаря метонимиям О.Н.Ермаков представляет жизнь солдат красочно, наглядно, конкретно, придает изображаемому определенную стилистическую и эмоциональную окраску. Повторы и риторические вопросы придают тексту эмоциональную окраску, заставляя читателя обращать внимание на слова. Антитезы рисуют нам контрасты, противоречия жизни.
Но Мещеряков так и не находит выхода для себя. Он не может ответить на вопрос: как спастись от этой «болезни». О.Н.Ермаков не решает проблему войны, не дает советов, как избежать ее. Единственный выход - спасаться самому. Поможет только природа: она «раскрыла» глаза Мещерякову, значит, она очистит и других, потому что земля и природа никогда не «проникнутся» войной, нужно только не терять с ними связь.
Статьи по теме:
Историческая обстановка и биографические сведения
С конца 17 до середины 18 столетия для Англии наступило смутное время. "В этот период всеобщей распущенности личность Даниеля Дефо выдается по своим высоким нравственным качествам. Это был безукоризненно честный человек, неутомимый л ...
«Дневники» Чуковского
Трудно представить себе, что дневник пишут, думая, что его никто никогда не прочтет. Автор может рассчитывать, что кто-нибудь когда-нибудь разделит его горести и надежды, осудит несправедливость судьбы или оценит счастье удачи. Дневник дл ...
Типологическое и индивидуальное в жанровой системе и характерологии
тургеневского романа.
Такими произведениями, как "Евгений Онегин", "Герой нашего времени", "Мертвые души", было "заложено" прочное основание для будущего развития русского реалистического романа. Художественная деятельно ...