Заключение
Итак, мы проанализировали два стихотворения Ф.И. Тютчева «Над виноградными холмами» (1835) и «Хоть я и свил гнездо в долине» (1860). Можно согласиться с мнением Ю. Лотмана, что в лирике Ф.И. Тютчева «поэтическое я оказывается расположенным на границе, принадлежа одновременно земному и небесному» (с.400). Противопоставление «земного» и «небесного» характерно для поэта-философа Ф. Тютчева.
Ф.И. Тютчев ощущал себя частицей мира, а поэтому считал все чувства и настроения человека проявлениями космического бытия. Для лирики Ф.И. Тютчева характерна двойственность, борьба, сопряжение различных начал.
В его душевной жизни, в его мироощущении неизменно присутствует устремленность за пределы земного мира. «У Тютчева нет пейзажной лирики как таковой. Он не создавал картин природы, не описывал явлений и событий самих по себе. Внимательно всматриваясь в них, он настойчиво искал их сокровенный смысл, томительно жаждал прорыва в иной мир» (4, с.358).
Относясь к миру людей, он всей душой тянется к небесной чистоте, к нравственной высоте. Поэт часто смотрел на горные вершины и небо, потому что у него пространственно-вертикальный взгляд преобладал над пространственно-горизонтальным. И это потому, что поэт размышляет не о материально-пространственной пейзажной вертикали «земная поверхность – небосвод», а о противостоянии «земного» (в том числе и земного неба) потустороннему. Поэт тяготел к небесному (потустороннему), у него сформировалось определенное эстетическое восприятие природного бытия: его радовали вертикали, а плоское вызывало эстетически негативное отношение. Ему хотелось оттолкнуть все «удушливо-земное». Под нетленно-чистым небом снега хранят непорочную белизну, воздушная струя течет «легче и пустынно-чище», потому что там «лишь жизнь природы» и «смертной жизни места нет». Противостоящая горней чистоте земная грязь – не явление природы, а порождение человеческих взаимоотношений.
В результате сопоставления двух стихотворений «Над виноградными холмами» (1835) и «Хоть я и свил гнездо в долине» (1860) можно сделать следующие выводы: 1. В 30-е гг. антитеза «земное» – «небесное» рассматривается поэтом не так остро, как в 60-е. Со временем растет недовольство поэта земным миром, и все актуальнее для него становится устремление к небесному, чистому, идеальному. 2. Средства выразительности, используемые в стихотворении 1860 г. позволяют показать стремление лирического героя ввысь как страстный порыв, отягченный тем, что раскол наблюдается и в душе лирического героя. 3. Страстность, исповедальность, эмоциональность стихотворения «Хоть я и свил гнездо в долине» (1860) лишний раз доказывают, что поэтическое «я» принадлежит одновременно и земному, и небесному. 4. В стихотворении 1835 года «Над виноградными холмами» поэтическое «я» находится в земном мире. Храм, где проходит неземная жизнь – реальный образ. В стихотворении 1860 года выражено стремление к неземной жизни, это идеальный мир. Таким образом, можно сделать вывод об эволюции взглядов в творчестве поэта-философа Ф.И. Тютчева.
Статьи по теме:
Сказки Пушкина
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезн ...
«Поэма Горы» и «Поэма Конца»
Чешский период эмиграции Цветаевой продолжался более трех лет. За это время она выпустила в Берлине две авторские книги - «Ремесло. Книга стихов» (1923) и «Психея. Романтика» (1923), включавшие в себя произведения последних лет из числа н ...
Трагедия богоборца в повести «Жизнь Василия
Фивейского»
Накануне Революции 1905 г. в творчестве Андреева нарастают бунтарские мотивы. Андреев вновь возвращается к проблеме борьбы света и тьмы в повести «Жизнь Василия Фивейского». Толчком к написанию рассказа был разговор с Горьким, который соо ...