Противопоставление «земного» и «небесного» на уровне фонетики
Важную роль в творчестве Тютчева играет звукопись. Так, в первом стихотворении сочетание звуков [лм], [пл], [зл], [бл] передают течение волн реки и движение облаков, отражающихся в водах реки:
Над виноградными холмами
Плывут златые облака.
Внизу зелеными волнами
Шумит померкшая река.
Обращает на себя внимание четвертая строка. Аллитерация шипящего согласного [ш] и звонкого дрожащего [р] передают шум бегущих волн.
Уделим внимание частоте использования звуков в произведении. В стихотворении «Над виноградными холмами» преобладают гласные [и], [а]; а во второй строфе наиболее часто встречаются [э], [а]. Звук [а] ассоциируется с огнем, светом, чистотой. Особенно часто он используется во второй строфе: «струя», «туда», «взлетая», «там», «слышна», «праздничное», «тишина». Все эти слова относятся к области небесного, о котором мечтает лирический герой. Звук [э] в ударном положении встречается во второй строфе десять раз. Интересно, что большинство слов, в которых он выделен ударением, тематически принадлежит к области небесного: «легче», «течет», «немеет», «нечто», «веет», «дней», «воскресных» – и только одно слово: «смертной» относится к области земного. Звук [э] обычно воспринимается как средний между [о] и [а], наверное, он символизирует путь лирического героя к светлому, небесному.
В стихотворении “Хоть я и свил гнездо в долине” гармонию небесного подчеркивает повтор звонких сонорных согласных [н] и [м]:
Вдруг просветлеют огнецветно
Их непорочные снега:
По ним проходит незаметно
Небесных ангелов нога…
Кроме того, ассонанс гласных [и] и [э] в первой строфе передает ощущение полета, движение вверх: «свил», «гнездо», «долине», «вершине», «бежит». В концовке стихотворения также используется ассонанс гласных [и] и [э]: «просветлеют», «ним», «небесных», выполняющий ту же функцию. В начале стихотворения используется аллитерация шипящих [ж] и [ш]: «животворно», «на вершине», «воздушная», «жаждет», «наша», «удушливо-земное». Эта аллитерация на фонетическом уровне подчеркивает тему земного, неидеального.
В первой строфе этого стихотворения чаще всего повторяются гласные [и] и [у]. Ассонанс звука [у] в словах «чувствую», «воздушная», «грудь», «удушливо-земное», «оттолкнуть» напоминает стон боли, вырвавшийся из груди лирического героя. А повтор звука [и] придает этому стону какую-то безысходность.
Во второй строфе следует отметить преобладание звука [а]: в ударных слогах он встречается семь раз. И это не случайно; таким образом автор утверждает превосходство чистоты, света, присущие небесному.
Итак, можно сказать, что и в стихотворении 1835 года «Над виноградными холмами» и в стихотворении 1860 года «Хоть я и свил гнездо в долине» на фонетическом уровне прослеживается противопоставление «земное» - «небесное». Земное в стихотворении 1860 года представлено ассонансом [у] и аллитерацией [ж] и [ш]. Сочетание аллитерации и ассонанса позволяет ярче выразить отрицательное отношение лирического героя к земному.
И тому и другому стихотворению присуще утверждение небесного через ассонанс ударного [а], открытого, свободного звука, олицетворяющего энергию, силу:
Статьи по теме:
Литература Чехии
8 ноября 1620 г. стало для чехов днем величайшей национальной трагедии. На Белой Горе недалеко от Праги войска германского императора Фердинанда II одержали победу над чешскими повстанческими полками, отстаивавшими национальную независимо ...
Военная художественная литература К. Симонова. 2.1. Военная лирика
Константина Симонова
Л. Финк определяет К. Симонова как выразителя судеб, мировоззрения и характера того поколения, главным событием в жизни которого была Великая Отечественная война, - четыре года войны определили все сорок лет литературной деятельности К. С ...
«Сага о Форсайтах» как отображение действительности
Первая мировая война и Октябрьская революция были теми событиями, которые неизбежно должны были поставить перед гуманистическим сознанием Голсуорси мучительную проблему о путях политического, этического, морального развития общества в п ...