Основные направления структурирования библиографической деятельностиСтраница 1
Проблема структурирования библиографической деятельности является одной из ключевых в библиографии. Ее важность обусловлена факторами как теоретического так и практического характера. Четкое представление об основных элементах библиографической деятельности в их взаимосвязях должно способствовать углублению знания библиографической реальности в целом. Сделать это знание более упорядоченным и целостным важно не только для развития науки, но и для преподавания библиографических дисциплин. Недостаточная разработанность структуры приводит к недооценке отдельных моментов в существовании библиографических процессов.
В специальной литературе предложено множество подходов к определению структуры библиографии, понимаемой как практическая деятельность. Трудности решения связаны с многоплановостью самого объекта, а также недостаточной разработанностью ряда теоретических положений библиографоведения. Изучение существующих работ по данному направлению позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, в теоретической разработке проблемы структурирования библиографической деятельности достигнуты результаты, которые могут стать основой для дальнейших исследований. Во-вторых, отсутствует единый подход к классификации видов библиографии, что связано как с многоплановостью самого явления, так и неоднозначностью толкования разными авторами таких понятий, как «вид» и «библиография». В-третьих, исследователи сталкиваются с такими трудностями в определении исходных для структурирования оснований, что приводит к расплывчивости и недостаточной законченности теоретических построений, несоотнесенности друг с другом различных предлагаемых структур. В-четвертых, классификация библиографии сводится преимущественно к классификации библиографической продукции, в связи с чем по-прежнему актуальным остается определение структуры библиографической деятельности.
Между тем подходы к структурированию библиографической деятельности должны базироваться на современных положениях философии в области теории деятельности. Деятельностный метод в сочетании с системным обязывает рассматривать структуру как на базе принципов системного метода, так и на основе ее деятельностных характеристик.
В философии разработана идея о необходимости выделения двух основных структурных уровней в любом виде человеческой деятельности – внутреннего и внешнего: первый базируется на понимании деятельности как актуализированных то есть рассмотренных процессуально механизмов, благодаря которым мотивируется, программируется и реализуется деятельность: во втором структурном ряду выделяются одновременно существующие виды деятельности [4; 154].
Анализ библиографической практической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется, прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной с приложением материальных и духовных сил; предмета, на который направлено взаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата (как следствия достижения или не достижения цели). Такой подход помогает обнаружить «механизм» осуществления деятельности, ее динамику.
Наряду с этим библиографическая практическая деятельность в своей непосредственной реальности предстает как множество конкретных направлений, участников, сфер, отличающихся по разным признакам. В соответствии с этим становится необходимой и ее дифференциация по внешним проявлениям, по разным направлениям ее функционирования, то есть определение ее внешней структуры. Понятно, что внешняя и внутренняя структуры находятся в единстве и не могут быть рассмотрены без соотношения друг с другом. В соответствии с этим видовая конкретизация любой деятельности логично строится на собственно деятельностных характеристиках, таких как предмет, субъект, средства, цели, процессы, результат. На основании их выделяют и подсистемы внешнего функционирования библиографической практической деятельности.
Анализ деятельности с точки зрения субъектов (кто действует) и их целей, в аспекте предметной направленности (общественной потребности в документах), используемых средств (как, какими способами достигается результат) позволит охватить библиографическую деятельность во всей ее многомерности [2; 177].
Рассмотрение подсистем деятельности (ее видов) в аспекте деятельностных характеристик и составляет смысл сочетания системного подхода с деятельностным (системно-деятельностного анализа). Таким образом, для конкретизации структуры библиографической деятельности необходимо, прежде всего, выявить специфику основных элементов ее внутренней структуры.
Статьи по теме:
Сабит Муканов
Сырбай обладает естественным щедрым талантом, у него свое, оригинальное поэтическое лицо, свой красочный и свободный стиль. Его стихи будят мысль и волнуют чувства. Как каждый человек имеет свой характер, так и каждое стихотворение Сырбая ...
Заключение.
Анна Андреевна Ахматова создала удивительную лирическую систему в русской поэзии, соединив своим творчеством новую поэзию 20 века с великой поэзией 19 столетия.Поэзия Ахматовой представляет собой словно бы роман, насыщенный тончайшим психо ...
Эстетизм как литературное течение. Влияние эстетизма на творчество Оскара
Уайльда
Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд (1854-1900) – известнейший английский писатель, автор поэзий, сказок, комедий, остросюжетных новел. Наиболее известное его произведение – «Портрет Дориана Грея» – ярчайший образец интеллектуального рома ...