Характеристика поставленной в тексте проблемы с привлечением текстового
материала.Страница 3
Написанное в 1914 году, стихотворение выражает отношение автора к родным краям, основная мысль прослеживается в последнем четверостишии:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте Родину мою".
Помимо темы Родины в творчестве Сергея Есенина присутствует ещё одна тесно связанная с ней тема. Тема революции. Поэт не был сторонником революции. опасался её как опасался А.С. Пушкин русского бунта « .бессмысленного и беспощадного .».
Однако Есенина интересовала революция. Поначалу Сергей Александрович видел в ней надежду на лучшее будущее. Даже в своих стихах он поначалу пишет о революции с энтузиазмом и надеждой:
Довольно гнить и ноять,
И славить взлётом гнусь –
Уж смыла, стёрла деготь
Воспрянувшая Русь.
Уж повела крылами
Её немая крепь!
С иными именами
Встаёт иная степь. (1917 г.)
Однако в 1920 году происходит «крах деревенского рая», приход «железного гостя». В одной из книг о жизненном пути Есенина написано: «Есенин был в революции, в ее реальной национальной стихии. Но «догматы революционной доктрины», каноны политической ортодоксии не были для него перлом создания, откровением истины». «Тяжелые марксовы книги» — «они не довольствуются молчаливым почтением, они подбираются и к «лире». И вот из-за них уже не видно березок, сини, сосавшей глаза, старого клена на одной ноге, не слышно дыма белых яблонь .».
В стихах поэта можно наблюдать то, как изменялись люди в ходе революции. Одно из стихотворений, показывающих это - «Возвращение на родину» (1924 г.)
Смысл стихотворения
заключается в том, что автор приезжает в свою деревню после долгой разлуки с родными людьми и местами. Встретив своего деда, автор поначалу даже не узнает его, но после начинает беседу и понимает, что многое уже не так, как было когда-то. И не будет никогда, как прежде .
«Да! Время!
Ты не коммунист?»
«Нет! »
Дед удручен:
«А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выкинули с полки,
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и Богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам .
Может, пригодится .» < . >
Поэт наблюдает за тем, как изменилась жизнь в деревне:
На стенке календарный Ленин .»
Ему грустно оттого, что:
Здесь жизнь сестёр,
Сестер, а не моя . < . >
Поэт с грустью и досадой восклицает:
Ах милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.
Вспоминается пушкинское философское:»Здравствуй племя младое, незнакомое!»
Конечно, мне и Ленин не икона,
Я знаю мир . < . >
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе .
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал .
Из этих строк видно, что автор испытывает странное чувство, сродни потере. Он слушает сестру и пытается понять это самое «новое», которое вытеснило прежний быт. Автор жалеет деда и мать, которые привыкли молиться на иконы, а не на плакатные изображения Ленина . Автор не хочет принимать эти изменения.
Статьи по теме:
Песни о России
Как гражданин своей страны, Высоцкий не мог не писать о России и своём народе. В цикле песен о России: «Кони привередливые», «Купола», «Дом», «Как по Волге матушке», - Высоцкий показывает всю любовь и нежность к своему народу, который сто ...
Море как пространственная категория
Море как пространственная категория непосредственно связано с поэтической моделью мира Бродского и имеет символический смысл.Вещь у Бродского находится в конфликте с пространством
, и в этом конфликте пространство стремится поглотить вещь, ...
Браток по разуму...
В этом году Виктор Пелевин, автор "Чапаева и пустоты" и "Generation ``П''", безусловно, самый модный писатель. Все его читали, никто его не видел. С Пелевиным встретилась КАРИНА ДОБРОТВОРСКАЯ.
Пелевин опоздал на полто ...