Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.Страница 6
Родовитый, но пустой Корсаков вызывает насмешку царя. В эту исторически верную черту Петра Пушкин вложил и свою мысль о преимуществе личных заслуг: «Имена Минина и Ломоносова вдвоем перевесят, может быть, все наши старинные родословные »
Все же в «Арапе Петра Великого» Петр несколько идеализирован. В самом образе Петра Пушкин возвеличивал не самодержавие, а выдающегося государственного деятеля, который так много способствовал развитию родной страны. Не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать закономерность петровских преобразований и их необходимость. Петр в романе е романтический сверхгерой, а сын своего века. «Петр Великий, который один есть целая всемирная история!» - писал Пушкин.
Главной идеей «Арапа Петра Великого» является прославление преобразовательной деятельности и его сподвижников. Пушкин своим романом утверждал ценность того, что было ненавистного Николаю 1ё – роль и значение просвещения для развития русского государства. В противовес крепостничеству, Пушкина своими произведениями о Петре 1 провозглашал необходимость и неизбежность дальнейшей прогрессивной, антикрепостнической политики. Роман как бы указывал на те силы русского общества. На которые могло и должно было опереться правительство, если бы оно пожелало должны стоять не корыстолюбивые наемники и льстецы, а неподкупное, честное, поэты (Брюс, Феофан др. сподвижники Петра 1). Проводя эту идею, роман перекликается со стихотворением «Друзьям» (1828), заканчивающимся словами :
Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи дому.
Белинский писал: « Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический роман, изображающий нравы величайшей эпохи русской истории »
Однако с 1929 г. Пушкина особенно волнует тема декабристов, а тема Петра теряет для него политическую актуальность.
Особенно влекли Пушкина вопросы, связанные с поисками выхода из противоречий русской общественной жизни, конфликт народа и власти.
В феврале 1833 г.он обращается к военному министру за разрешением ознакомится с архивами из истории пугачевского восстания. Зная, что разрешение на ознакомление с архивным «Пугачевским делом» зависит от Николая 1 , поэт приложил к заявлению с такой просьбой специальные краткие « Замечания о бунте». Он сформулировал в них сущность своего труда, выясняя, почему память о восстании продолжает жить в народе.
Летом Пушкин едет в места, которые были охвачены Пугачевским восстанием, посещает Казань, Оренбург, знаменитую Бернскую слободу, беседует со стариками, помнящими Пугачева, собирает о нем народные песни, роется в местных архивах. Он желает постичь в подробностях причины и природу русского «бунта», его сущность и значение. Народный язык Пушкин знал в совершенстве и чрезвычайно скоро умел располагать к себе крестьянскую толпу настолько, что мужики совершенно свободно говорили с ним обо всем. Интересовался Пушкин и фольклором, не только с точки зрения «местного колорита», он искал в фольклоре отражение народного миросозерцания. В то же время интересовала русская поэтическая народность, психологический склад народного человека. Таким образом, интерес Пушкина в фольклору неразрывно связан с его историзмом.
Название « История Пугачева» - своего рода вызов цензуре. Тема эта была запретна, и получилось, что Пушкин своей смелостью, дерзким поиском истины, самим заглавием труда делал историю Пугачева по значимости равной истории любого русского царя. Это почувствовал Николай 1 и переименовал для печати труд Пушкина « История Пугачевского бунта».
« История Пугачева » - это сложное по стилю произведение. В нем представлены глубокие пласты фразеологии обеих боровшихся сторон – крестьянства и дворянства. Автор не всегда говорит, чьими глазами видится картина.
Пушкин писал: « Весь черный народ был за Пугачева. Духовно ему доброжелательствовало. Одно дворянство было на стороне правительства. Пугачев хотел сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны». Автор утверждает, что восстание было вызвано жестокостью властей, притеснениями помещиков.
Статьи по теме:
Основные направления структурирования библиографической деятельности
Проблема структурирования библиографической деятельности является одной из ключевых в библиографии. Ее важность обусловлена факторами как теоретического так и практического характера. Четкое представление об основных элементах библиографи ...
Война. Эвакуация
В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствии «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы ...
Побудительные предложения с точки зрения функциональной.
Функция побуждения преломляет одно из средств создания образа,- настроения и это средство очень существенно в поэзии Марины Цветаевой. В следующем стихе, - в двух четверостишиях, 8-ми строках, грамматическая основа выражена пятью глаголам ...