Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.Страница 5
Во время учебы в Париже, Ибрагим денежно очень бедствовал, го хорошо и усердно учился, даже выслужился волонтером во время французской армии до офицера чина, что помогло ему себя содержать и учиться. Вернулся он в Россию в 1723 г., незадолго до смерти Петра 1. Император благоволил своему «крестнику», дал ему отчество «Петрович». Ибрагим хорошо изучил инженерное дело и неотлучно находился при государстве. Пушкин рисует его как незаурядного по уму и образованию человека. Ибрагим не льстец - фаворита занимает свое положение по личным заслугам, он почтителен к царю ив то же время полон достоинства и независимости. В историческом смысле Ибрагим-« птенец гнезда Петрова», представитель новой Петровкой интеллигенции.
Ибрагиму противопоставлен Корсаков – пустой и легкомысленный щеголь, не думающий о долге перед родиной, ни о Петре 1, ни о государстве. Корсаков не глуп, но у него нет подлинной образованности: он стремится только к развлечениям, роскоши. Корсаков усвоил лишь внешнюю форму посвящения, а не его смысл. Он дворянин лишь с одними правами, но без всяких обязанностей перед государством. Также легкомысленно он относится и к любви. Тога как Ибрагим серьезно любит дорогую ему женщину.
В образах Ибрагима и Корсакова Пушкин раскрывает сущность двух противоположных тенденций в жизни дворянского общества, порожденных петровскими реформами.
Показывая две линии в развитии русского дворянства с эпохи Петра 1, Пушкин не только глубоко проникает в смысл петровских реформ, но и исторически верно раскрывает перспективу дальнейшего хода русской истории и развития русского общества. Корсаков- представитель «полупросвещенной» русской аристократии, а Ибрагим- представитель прогрессивного просвещенного дворянства, из среды которого в последствии вышли видные исторические деятели, вплоть до декабристов.
Исторически правдиво воспроизведя нравы и быт петровской эпохи, Пушкин раскрывает и один из ее основных конфликтов- борьбу между новыми принципами жизни и морали и устоями старой допетровской Руси, представленной в романе семьей родовитого боярина Ржевского, который цепляется за старую Русь и недоволен новыми порядками. Ржевский находится в тайной оппозиции к новым порядкам. Он недоволен тем, что он, родовитый и знатный боярин, не играет никакой роли в правящих кругах петровского времени, не любит он неродовитых людей, пришедших к власти. Рисуя образ Ржевского, Пушкин раскрывает ограниченность старой боярской Руси и подчеркивает духовное превосходство Петра 1.
Таким образом, в своем романе Пушкин дает конкретно- исторические характеристики трех типов культуры: аристократической Франции, петровской России и старой боярской Руси.
На этом фоне нарисован Пушкинский образ Петра 1. Устами Ибрагима автор подчеркивает в Петре быстрый и твердый разум, силу и гибкость мысли и разнообразие интересов и деятельности. Образ Петра 1 рисуется в духе идеала просвещения – соблюдающего законы, любящего науку и искусство, понимающего свой народ, правителя. Европеизм Петра, его вражда к старине не мешают ему быть вполне русским человеком. Петр 1 любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Он берет на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь « по русскому обыкновению отдохнуть».
Склонность Петра к широкому и простому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство – все это черты национального характера. Белинский заметил, что Пушкин показал «великого преобразователя России, во всей народной простоте его приемов и обычаев». «Никто в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего преобразователя России» - пишет Пушкин.
Широкая доступность и простота, демократизм в обращении. Любовь к семье – все черты, показанные Пушкиным, не нарушают, а оттеняют величие Петра.
Петр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по признаку ума, знаний, личных способностей.
Статьи по теме:
Обзор учебников по литературе
Литература – пожалуй, самый загадочный предмет в школьной программе. Математик знает, что он должен научить школьников решать примеры, задачи и уравнения, географ – рассказать, что и где находится. И критерий успеха понятен: извлек квадра ...
Кюхельбекер во Франции: литература и политика
«Мы летим, а не путешествуем», - писал Кюхельбекер в письме XXIX от 9 (21) декабря 1820 года – первую в «Путешествии по Европе» запись, сделанную на французской земле. Кюхельбекер, Нарышкин и доктор Алиманн действительно путешествовали оч ...
Проблема соотношения красоты внешней и внутренней
Эта проблема занимает особое место в творчестве О. Уайльда.
В «Мальчике-звезде» писатель весьма последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека, и иллюстрирует мысль о том, что основой нравственност ...