Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.Страница 1
В Пушкине было вернее понимание истории:
свойство, которым одарены не все историки
Вяземский
К 30-м годам 19 века относится расцвет пушкинской прозы. Поэт был не удовлетворен состоянием современной ему литературы, в частности прозы. Даже лучшее тогда в ней – про Карамзина - страдала манерностью, лиризмом. Пушкин выступает против всякой изысканности и манерности в прозе, против украшательства её всевозможными «блестящими выражениями». Проза «требует мысли и мысли». Точность краткость являются ее основными достоинствами. В духе этих требований Пушкин и начал реформу русской прозы в 30-е годы. Одним из первых он почувствовал необходимость развития в русской литературе романа и повести. Жанр романа приобретал все большее значение, широко раскрывая личную жизнь и внутренний мир человека в связи с жизнью социальной, с общественными отношениями. Пушкин в 1830 году писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании. Этой формулой Пушкин определил не только исторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность романа своего времени он видел в принципе историзма. Этим роман 19 века, действительно, глубоко отличался от старинного романа, которому как раз и недоставало изображения жизни в последовательно историческом духе. Другую существенную черту романа Пушкин видел во всестороннем изображении жизни и характера человека.
Бесспорно, что опыт исторического романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистического исторического романа на русскую тему. Однако Пушкин по глубине своего реализма ушел далеко вперед. Своеобразие русской истории, широта и величие национальной жизни русского народа, ярко выраженные, например, в эпоху Петра 1, размах и трагический характер стихийных крестьянских движений в России, такие героические события русской истории, как борьба нашего народа почти со всей вооруженной Европой, руководимой Наполеоном, в 1812 году, наконец, острота классовых противоречий в крепостнической России времени Пушкина- всё это явилось источником, питавшим более высокий уровень исторического романа Пушкина по сравнению с вальтер-скоттовском.
Александр Сергеевич Пушкин был великим художником- историком. Он не только обладал могучей творческой фантазией, но и тем изумительным историческим чутьём, которое помогало ему «угадывать» там, где не хватало точных фактов. По словам князя Вяземского, «в Пушкине было вернее понимание истории: свойство, которым одарены не все историки. Принадлежностями его ума были: ясность, проницательность и трезвость мысли. Он не историю воплощал бы в себя и в свою современность, а себя перенес бы в историю и в минувшее.
Пушкин был одарен воображением и, так сказать, самоотверждением своей личности настолько, что мог отрешить себя от настоящего и воссоздавать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, событиями, нравами, новыми поколениями, новыми порядками, новым общественным и гражданским строем »
Вот почему так историчен и поэтический вымысел Пушкина, всегда основанный на особенностях изображаемой им исторической действительности.
Большие исторические события к 18-19 вв. заставляли мыслящих русских людей все чаще задумываться над общественными противоречиями, свидетелями которых они являлись. К наиболее глубоким для того времени выводам из бурных событий своей эпохи пришел к сер. 20-х годов Пушкин. Поэту стало ясно, что огромной силой исторического процесса является народ, что вопрос о серьёзных политических изменениях жизни народов не может решаться без уяснения реальной обстановки этой жизни, её национально-исторических особенностей и закономерностей.
Пушкин приходит к выводу, что решение общественно-политичесских вопросов нужно искать в самой объективной действительности, в закономерностях ее исторического развития. Внимание пота привлекают эпохи переворотов, периоды общественных кризисов. К 1822г. Относятся заметки Пушкина по русской истории 18 в.; здесь разоблачается реакционно-крепостнический характер политики Екатерины второй. Пушкин выражает твердую уверенность в близости падения деспотизма и крепостного права. Размышляя о значении реформ Петра 1 и о последовавшем за ним историческом развитии России до нач. 19 в., поэт стремится обосновать освободительные устремления дворян-декабрстов. «Политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян, желание лучшего соединяет всех против общего зла»,- писал Пушкин.
Статьи по теме:
Критический реализм
Реализм в литературе, искусстве, правдивое объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства, реализм принимает конкретные ф ...
Особенности символики вещного мира в романах «Обыкновенная история» и «Обрыв». «Обыкновенная история» - роман о проблема выбора между
материальной и духовной составляющими человеческого бытия
Собрание сочинений И.А. Гончарова, написавшего за свою долгую жизнь немало статей, очерков, писем, набросков к так и не оконченным произведениям, составляет восемь весьма увесистых томов. Однако в истории русской литературы этот писатель ...
“Вольное общество любителей словесности, наук и художеств”
Литературная жизнь в России к 1810-м годам понемногу приобрела более ясные очертания чему, в основном, способствовали литературные кружки и общества, большинство которых появились после известного “Дружеского литературного общества”. Возн ...