Отражение принципов общественной жизни древних греков в произведениях Гомера и ГесиодаСтраница 2
Древние греки – народ гостеприимный и им без разницы, какого их гость статуса и национальности, за исключением, возможно, рабов. Обычаи встречать гостей были очень интересны, так как всегда соблюдались какие-либо особые правила гостеприимства и общения с гостем. Гостя всегда встречал сам хозяин дома или же один из его старших сыновей и взяв за правую руку проводил его в дом. Стоит также отметить, что если гость был вооружен, то он должен был вручить свое оружие (меч, копье или лук) хозяину дома, а он в свою очередь убирал его в надежное место. Таким образом, гость как бы полностью доверял себя в распоряжение хозяина дома, а хозяин же мог быть уверен, что гость не имеет злых намерений в его отношении. Гостем, опять же, мог быть любой свободный человек, будь то богатый или бедный, и его всегда сажали за стол с хозяином, стелили ему на кресла со специальной скамейкой для ног и давали вкусить пищу из одного блюда и пить вино из одного кувшина с хозяином. Уставшим с дороги путникам всегда предлагали переночевать в доме. Хозяева того времени были очень радушными и гостеприимными и могли пригласить к себе совершенно незнакомого человека.
Встреча странника Телемахом, сыном Одиссея, в его доме:
«…он увидел Афину;
Тотчас он встал и ко входу поспешно пошел негодуя
В сердце, что странник был ждать принужден за порогом;
приближаясь,
Взял он за правую руку пришельца, копье его принял,
Голос потом свой возвысил и бросил крылатое слово:
«Радуйся странник; войди к нам; радушно тебя угостим мы;
Нужду ж свою нам объявишь, насытившись нашею пищей»,
Кончив, пошел впереди он, за ним Афина Паллада
С нею вступя в пировую палату, к колонне высокой
Прямо с копьем подошел он и спрятал его там в поставе
Гладкообтесанном…
…К креслам богатым, искусной работы, подведши Афину,
Сесть в них ее пригласил он, покрыв наперед их узорной
Тканью; для ног же была там скамейка…»
Не малую роль играют такой обряд, как омовение ног гостя. Хозяева таким образом предлагают путнику отдохнуть с дороги и вернуть силы. Но не одни ноги можно умыть – знатные гости направляются в ванны, где их уставшие тела рабыни натирали душистым маслом, после их одевали в просторную одежду.
«После того как глазами они [Телемах и Писистрат] нагляделись досыта,
Оба пошли и в прекрасно отесанных вымылись ваннах.
Вымыв, невольницы маслом блестящим им тело натерли,
После надели на них шерстяные плащи и хитоны.
Выйдя, уселися рядом они с Менелаем Атридом.
Тотчас прекрасный кувшин золотой с рукомойной водою
В тазе серебряном был перед ними поставлен служанкой
Для умывания. После расставила стол она гладкий».
Но гостеприимство на этом не кончается, ведь существует еще этика путешественников и охотников, которые тоже приглашают к своему очагу случайных путников. В этом случае действуют особенные правила, такие как встреча и рукопожатие путников. Роль мягких кресел в данном случае играют мягкие кожи и шкуры животных. Сажают гостей среди своих, возможно, это тоже какой-то способ защиты от внезапной агрессии и наливают им вина и дают отведать мяса и хлеба, как жест дружелюбия.
Встреча Нестором и его дружиной Телемаха и Поликаста:
«Все, иноземцев увидя, пошли к ним навстречу и, руки
Им подавая, просили их сесть дружелюбно с народом.
Первый, их встретивший, Несторов сын, Писистрат
благородный,
Ласково за руки взявши обоих, на бреге песчаном
Место на мягких разостланных кожах занять пригласил их
Между отцом престарелым и братом Фросимедом.
Сладкой утробы отведать им дав, он вином благовонным
Кубок наполнил, вина отхлебнул…»
Древние греки, как и любой народ, имели своих богов, и ни одно из празднеств или же очень важных переговоров не проходило без обряда жертвоприношения. Обычно в жертву приносились быки, пасшиеся на обильных лугах, но иногда и использовали баранов и коз. Процесс жертвоприношения описывается Гомером довольно четко:
Статьи по теме:
Концепты общества потребления в романе С. де Бовуар “Прелестные картинки”
Роман Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» написан об этом «обществе потребления», экономических, социально-политических и культурных особенностях которого в 60-е годы 20 века речь шла выше, в предшествующей главе. Об этом обществе и м ...
Педагогическая ценность произведений писателя
Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи – урок бережного обращения с психикой ребенка. Ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и ...
Появление нового драматурга
Родился в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Предки Шекспира в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. 1568-69 — годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленн ...