Жизнь и творчество М.А. ШолоховаСтраница 3
А там, за горами, где вьются метели,
Зимою морозы лютые трещат,
Где сдвинулись грозно и сосны и ели,
Казачьи кости под снегом лежат.
Рассказывают голоса нехитрую повесть казачьей жизни, и тенор - подголосок трепещет жаворонком над апрельской талой землёй:
Казак, умирая, просил и молил
Насыпать курган ему большой в головах.
Вместе с ним тоскуют басы:
Пущай на том на кургане калина родная
Растёт и кращется в ярких цветах.
У другого огня - реже народу и песня иная
Ах, с моря буйного да с Азовского
Корабли на Дон плывут.
Возвертается домой,
Атаман молодой.
И эти народные песни показывают как тоскливо и больно быть вдали от родных мест.
В третьей части первой книги в основном показаны боевые действия на фронтах первой империалистической войны 1914 года. Используя народные песни, автор придаёт особый колорит тем или иным событиям. Вот увозят составы казаков с полками и батареями к русско-австрийской границе."
В вагонах разговоры, но чаще звучат песни.
Всколыхнулся, взволновался
Православный тихий Дон.
И послушно отозвался
На призыв монарха он.
Война! …
Меняется жизнь казаков, меняются песни, они становятся печальными, наполненными тоской по родине, родным и близким. Автор подчёркивает это словами из песен.
"Коренным образом изменились казаки по сравнению с прошлыми годами. Даже песни - и те были новые, рождённые войной, окрашенные чёрной безотрадностью. Вечерами, проходя мимо просторного заводского сарая, где селилась сотня, Листницкий чаще всего слышал одну песню, тоскливую, несказанно грустную…
Ой, да разродимая моя сторонка,
Не увижу больше я тебя.
Не увижу, голос не услышу
На утренней зорьке в саду соловья.
А ты, разродимая моя мамаша,
Не печалься дюже обо мне.
Ведь не все же, моя дорогая,
Умирают на войне.
И глаза "увлажняются слезой, остро и сладко режет веки".
Еду, еду по чистому полю,
Сердце чувствует во мне,
Ой, да сердце чует, оно предвещает -
Не вернуться молодцу домой.
Во второй книге романа "Тихий Дон" М. Шолохов описывает исторические события периода февральской буржуазно-демократической революции, монархический заговор генерала Корнилова, первые дни Великой Октябрьской социалистической революции. Автор даёт картины борьбы с контрреволюционными выступлениями на Дону в конце 1917 и начале 1918 года.
В этих исторических событиях меняются судьбы героев романа, меняются песни, но, используя старинные казачьи песни, автор показывает свою любовь к землякам, гордость за них.
…Но и горд наш Дон, тихий Дон,
наш батюшка -
Басурманину он не кланялся, У Москвы, как жить,
не спрашивался.
А с Туретчиной - ох, да по потылице шашкой острою
век здоровался…
А из года в год степь донская, наша матушка,
За пречистую мать богородицу, да за веру свою
православную,
Да за вольный Дон, что волной шумит, в бой звала
со супостатами…
Печальные песни поют казаки на войне, но ещё грустнее звучат песни женщин-казачек
…Как мой милый на войне
Сам он пушку заряжает,
Сам думает обо мне…
…Как пришло письмо, да с печатью
Что мой милый убит.
Ой, убит, убит мой милёночек,
Статьи по теме:
Сонеты
Наиболее вероятное время создания сонетов — 1593-1600. В 1609 вышло единственное прижизненное издание с посвящением, которое и по сей день продолжает оставаться одной из шекспировских загадок. Оно было адресовано таинственному W. H.: тот ...
Святые древней Руси. «Сказание о Борисе и Глебе»
Появление оригинальной агиографической литературы на Руси было связано с общей политической борьбой за утверждение своей религиозной самостоятельности, стремлением подчеркнуть, что Русская земля имеет собственных предстателей и ходатаев п ...
Революционность взглядов на жизнь после смерти в
рассказе «Елеазар»
Проблема противостояния света и тьмы в «Елеазаре» непосредственно переходит в проблему борьбы добра со злом, для раскрытия которых автор использует образы и сюжеты Нового Завета.
При создании рассказа художник в очередной раз обратился к ...