Жизнь и творчество М.А. ШолоховаСтраница 2
А какие проводы без песен?
Степан
А
…на! Давай служивскую заиграем?
Степан откидывает голову, - прокашлявшись, заводит низким звучным голосом:
Эх ты, зоренька - зарница
Рано на небо взошла…
Молодая, вот она, бабёнка
Поздно поводу пошла…
Миром и радостью полны первые утренние часы: Дарья доит коров, старик Пантелей Прокофьевич отправился с юным Гришкой на баркасе через Дон. В начале романа - свои ритмы. Ритмы безмятежности и покоя. И песни мирные, безмятежные.
Дарья тихим голосом поёт колыбельную.
Колода-дуда,
иде ж ты была?
Коней стерегла.
Чего выстерегла?
Коня с седлом,
с золотым махром…
Течёт под крышей мелеховского дома неисчерпаемая жизнь, полная сил, труда, радости, горечи, любви, страстей; в свой час - рождений и гибели.
Автор часто приводит слова народных песен, придавая особую окраску событию. Вот свадьба Григория Мелехова. "В кухне Дарья, подпившая и румяная, завела песню. Подхватили. Перекинули в горницу.
Вот и речка, вот и мост,
Через речку перевоз…
Плелись голоса, и, обгоняя других, сотрясая стёкла окон, грохотал Христоня:
А кто ба нам поднёс,
Мы бы вы-пи-и-ли.
А в спальне сплошной бабий визг:
Потерял, растерял
Я свой голосочек.
И в помощь - чей-то старческий, дребезжащий, как обруч на бочке, мужской голосок:
Потерял, ух, растерял, ух,
Я свой голосочек.
Ой, по чужим садам летучи,
Горькую ягоду-калину клюючи.
Гуляем, люди добрые!
Баранинки спробуй.
Горька-а-а! …"
Шолохов, используя народные песни и прибаутки подчёркивает удаль, разухабистость и неподдельный юмор казаков.
Эпопея "Тихий Дон" пронизана последовательным историзмом. И это поражает тем сильнее, что писатель не скрывает своей кровной связи с Доном, своей любви к людям, природе Дона, народным казачьим песням, смело нарушая величавое течение эпоса мощными всплесками лирики. Лирические обращения автора к донской степи, к матери-казачке, задушевнейшие пейзажи, народные казачьи песни вошли в классический репертуар.
Вихри времени пронеслись над домом семьи Мелеховых, сорвали крышу, разметали людей, навсегда, невосстановимо разрушили прежний порядок.
Разорвав силы прежнего патриархального сцепления, лишив каждого из Мелеховых семейной защиты, спасительного отеческого крова, история поставила всех их словно бы на "обдув" - под своими бешеными ветрами, исхлестала и испытала каждого, не чувствуя никакой жалости ни к кому и ни к чему.
И совсем другие песни, песни полные скорби и печали звучат вдали от родного дома, родных и близких сердцу людей.
"А вечером в опаловой июньской темени в поле у огня:
Поехал казак на чужбину далёку
На добром своём коне вороном,
Свою он краину навеки покинул…
Убивается серебряный тенорок, и басы стелют бархатную густую печаль:
Ему не вернуться в отеческий дом.
Тенор берёт ступенчатую высоту, хватает за самое оголённое:
Напрасно казачка его молодая
Всё утро и вечер на север смотрит.
Всё ждёт она поджидает - с далёкого края
Когда ж её милый казак - душа прилетит.
И многие голоса хлопочут над песней. Оттого и густа она и хмельна, как полесская брага.
Статьи по теме:
Слово - как разновидность жанра красноречия
Слово - является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит "Слово о полку Игореве". Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинност ...
Мистика и фантастика в творчестве Н.В. Гоголя
«Вечера на ХБД», сборник повестей Гоголя в двух частях
Николай Васильевич Гоголь – один из самых таинственных, загадочных русских писателей. Человек глубоко верующий, православный, он был не чужд мистики и верил, что черт водит за собою ...
Кансона
Кансона (любовная песнь) – это стихотворение, ограниченное в своей тематике любовными темами, и отличающееся изысканным и сложным построением строфы, соединяющей стихи разной длины. Самый распространенный жанр поэзии трубадуров. Часто отл ...