Заключение
В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, не подтвердилась.
В ходе работы были проанализированы стихотворения, входящие в наполеоновский цикл, где наиболее ярко представлен образ французского полководца.
Таким образом, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова строится в соответствии с романтической типизацией.
Так в ранних элегиях "Наполеон"- (1829); "Наполеон" (дума)- (1830) автор создаёт байронический тип героя. Главный герой окружён ореолом тайны. Появление героя сопровождается ужасом, это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики героя. Охотно подчёркивается, что герой отдалён от мира как географически, так и метафизически. Географическое отчуждение подтверждает философскую идею противостояние личности.
В произведениях образ Наполеона стоит в центре внимания. В элегиях поэт вводит фантастические элементы, которые призваны, что герой противостоит миру. В ранних произведениях возникает образ великого человека с трагической судьбой. М.Ю.Лермонтов даёт портретную характеристику героя с выделением художественной детали, которая раскрывает личность таинственного персонажа. Так же в элегии "Наполеон" - (1829) присутствует приём самохарактеристики героя. В соответствии с выбранным жанром – элегия, в лирике прослеживается тема утраты, скорби, невозможности вернуть прошлое. Наполеон в глазах современников уже часть истории. Пейзаж в элегии "Наполеон"(дума) – (1830) поясняет эмоциональное состояние центрального персонажа.
В элегии "Святая Елена" образ Наполеона так же строится в соответствии с романтической типизацией. Главенствует тема личной судьбы французского императора. В данной элегии впервые звучит тема суда над современниками, которая получит в творчестве М.Ю.Лермонтова дальнейшее развитие. Стоит отметить, что в элегии у главного героя появляется трагическая вина. Он "жертва вероломсва". Трагическая вина – это всегда приём усложнения образа; показатель неразрешимого противоречия.
М.Ю.Лермонтов для создания образа использует художественные средства: эпитеты, метафоры, обращения. Все элегии созданы в высоком стиле, этому соответствует возвышенная лексика.
М.Ю.Лермонтов интерпретирует образ Наполеона – как великого человека с трагической судьбой.
В более поздний период творчества 1840-1841гг. трактовка образа несколько меняется. Баллада Й.К.Цедлица "Воздушный корабль". В создании образа доминирует лирическое начало. Поэт показывает Наполеона не только как великого полководца, но и как человека, которому присущи страдания. Трактовка образа смягчена. Поэт выбирает жанр баллады, вводя фантастический элемент. В произведении постоянно подчёркивается действенность императора.
В последнем обращении к наполеоновской теме М.Ю.Лермонтов выбирает жанр послания "Последнее новоселье" (1841). Стоит отметить, что данное произведение интересно синтезом жанров: оно сочетает в себе черты философско-исторического размышления, политической инвективы и ораторской оды. Поэт расширяет круг проблем, в частности, М.Ю. Лермонтов поднимает вопрос о том, что потомки Наполеона не достойны его героического прошлого. Так же чётко прослеживается романтическое противопоставление героя и общества. Образ Наполеона героизирован. При создании образа поэт использует высокую лексику. М.Ю. Лермонтова интересует судьба полководца, автор даёт оценку политической и военной деятельности Наполеона.
В итоге исследования, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова 1829-1841 гг. статичен. Поэт строит образ в соответствии с романтической типизацией. Безусловно, что на протяжении творчества несколько эволюционирует оценка Наполеона, в юношеских произведениях доминирует мотив романтического восхищения личностью Наполеона, сменившейся впоследствии более трезвыми суждениями. Но, однако, на фоне гражданского упадка личность Наполеона в более позднем произведении вновь приобретает черты величия.
Статьи по теме:
Способы номинации в творчестве В.М.Шукшина. Антропонимы
в системе номинации в творчестве В.М. Шукшина
Как культурный компонент имена собственные человека обычно соотносятся русскими с определенными временными, территориальными и социальными факторами; они могут оцениваться также с точки зрения их стилевой принадлежности. Сказанное выше ...
Мифологическая основа античной литературы. Классификация мифов. Греческая
космогония и теогония
Для античной литературы (литературы Древней Греции и Рима) в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма. Древнегреческая литература вы ...
Особенности скандинавской литературной сказки
Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
Подоб ...