Восприятие личности Наполеона в поздний период творчества "Последнее
новоселье" - (1841)Страница 2
Зарыт наёмною рукой.
(I, стр. 211)
В третьей части послания поэт резко обличает желание французов перенести прах изгнанного героя. Поэтому в тональности прослеживается ирония:
Но годы протекли, и ветреное племя
Кричит: "Подайте нам священный этот прах
Он наш; его теперь, великой жатвы семя,
Зароем мы в спасённых им стенах.
(I, стр. 211)
М.Ю.Лермонтов не принимает желание французов возвысить императора. Поэт убеждён, что французский народ не достоин славы Наполеона.
В последней части возникают мотивы, которые созвучны теме суда над изнеженным поколением. В результате этого, элегия превращается в инвективу.
И грустно мне, когда подумаю, что ныне
Нарушена святая тишина
Вокруг того, кто ждал в своей пустыне
Так жадно, столько лет – спокойствия и сна.
(I, стр. 211)
В финале "Последнего новоселья" возникают образы и мотивы ранних наполеоновских произведений. Но уже нет прежней "Франции милой" и с этим связывается невозможность возвращения на родину императора.
И если дух вождя примчится на свиданье
С гробницей новою, где прах его лежит,
Какое в нём негодованье
При этом виде закипит.
(I, стр. 211)
В элегии "Святая Елена"- (1830). Наполеон был "хоть побеждённый, но герой". Теперь поэт возвращается к тезису о непобедимости французского полководца, которого мог низвергнуть только рок.
В послании наблюдается жанровый синтетизм: присутствуют черты оды: употребляются слова высокого стиля, старославянизмы : ( божественный перст, риза чудная); послания – обращения: (А вы что делали, скажите, в это время?).
Таким образом, можно сделать вывод, что в послании "Последнее новоселье"
образ Наполеона героизирован. Спустя двадцать лет после смерти Бонапарта, автор осмысляет его значимость. Авторская позиция такова – Наполеон великий полководец, блестящий политический деятель. Наблюдается философски – историческое размышление над его судьбой, его народом. Образ Наполеона возвышен, возвеличен. И, соответственно, можно сделать вывод, что основной конфликт произведения: герой – толпа.
Можно сделать вывод, что в послании эволюционирует и лермонтовская оценка Наполеона, в юношеских произведениях наполеоновского цикла доминировал мотив романтического восхищения личностью Наполеона – титанической, роковой, сменившейся впоследствии более трезвыми суждениями. Однако на фоне гражданского упадка, личность Наполеона вновь приобретает черты величия.
Как будет он жалеть, печалию томимый,
О знойном острове, под небом дальних стран,
Где сторожил его, как он непобедимый,
Как он великий, океан!
(I, стр. 211)
Таким образом, проанализировав произведение более позднего периода, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова остаётся статичным, поэт просто расширяет круг проблем. Наполеон интерпретируется поэтом как великий человек с трагической судьбой.
Статьи по теме:
Образ царя Фёдора – создание
творческой фантазии Толстого
Новую пьесу драматург создавал гораздо дольше, чем первую: он начал «Царя Федора Иоанновича» в конце 1864 года и завершил к весне 1865 года первую редакцию, которая до нас не дошла - она не удовлетворила автора и была уничтожена. Толстой ...
Элейская школа
Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования ...
Россия у А.Блока и поэтическая традиция. Традиции
Н.А.Некрасова в развитии темы России в творчестве А.Блока
Роль Блока на рубеже двух веков, исторических и литературных, во многом оказалась аналогична роли Пушкина. Не случайно один из критиков отметил, что Блок «воскрешает давно забытое нами слово о Поэте — Эхо и ведет перекличку со всем миром ...