Восприятие личности Наполеона в поздний период творчества "Последнее
новоселье" - (1841)Страница 1
Последний раз к наполеоновской теме М.Ю.Лермонтов обратился в стихотворении жанра послания – "Последнее новоселье"- (1841).
Накануне двадцатилетия со дня смерти Наполеона в декабре 1840 года, после бурных споров было принято решение перезахоронить его прах во Франции, в Париже. М.Ю.Лермонтов, несколько раз, опоэтизировавший его могилу на острове Святой Елены, был среди многих, кто отнесся к этому резко отрицательно.
"Последнее новоселье" принадлежит, подобно "Смерти поэта"- (1837) к формирующемуся в зрелом творчестве поэта новому синкретическому жанру, который сочетает в себе черты философско-исторических размышлений, политической инвективы и ораторской оды.
В произведении предметом размышлений служат две темы, занимавшие М.Ю.Лермонтова на протяжении всего творчества: историческая судьба Франции и судьба Наполеона.
В послании с первых строк наблюдается конфликт личности и толпы.
Меж тем как Франция, среди рукоплесканий
И кликов радостных, встречает хладный прах.
(I, стр. 208)
Автор противопоставляет радостную толпу и изгнанного героя:
Погибшего давно среди немых страданий
В изгнанье мрачном и цепях?
(I, стр. 208)
Таким образом, можно сделать вывод, что в первой части послания прослеживается контраст толпы и героя, которого Франция забыла. М.Ю.Лермонтов последовательно выражает мысль о том, что герой Франции был предан забвению:
И вздорная толпа, довольная собою,
Гордится, прошлое забыв.
(I, стр. 210)
М.Ю.Лермонтов развивает тему суда над современниками, выражая мысль, что потомки недостойны своего героического прошлого.
Мне хочется сказать великому народу:
Ты жалкий и пустой народ!
Ты жалок потому, что вера, слава, гений,
Всё, всё великое, священное земли,
С насмешкой глупою ребяческих сомнений
Тобой растоптано в пыли.
(I, стр. 210)
Образ Наполеона в послании героизирован. При создании образа используются слова высокого стиля.
… и он явился, с строгим взором,
Отмеченный божественным перстом.
(I, стр. 210)
В послании отмечается былая слава, мощь французского полководца. В одной из строк он назван "отцом". И в тоже время подчёркивается его одиночество. Его победы принадлежат не французскому народу, а только ему.
Один, - он был везде, холодный, неизменный,
Отец седых дружин, любимый сын молвы,
В стенах египетских, у стен покорной Вены,
В снегах пылающей Москвы.
(I, стр. 210)
М.Ю.Лермонтов продолжает обличать французский народ, обвиняя его и измене тому, с кем они "окрепли вновь в тени его державы"
Поэт изображает изгнание героя Франции, великого полководца.
Тогда, отяготив позорными цепями,
Героя увезли от плачущих дружин,
И на чужой скале, за синими морями,
Забытый, он угас один –
(I, стр. 210)
В последних строках второй части наблюдается смена тональности, появляется элегический мотив утраты, скорби, сожаления.
Один, - замучен мщением бесплодным,
Безмолвною и гордою тоской –
И, как простой солдат в плаще своём походном,
Статьи по теме:
Особенности раскрытия темы революции в повести «Собачье сердце»
Взгляд с небес мы переводим на грешную землю, начиная читать повесть «Собачье сердце». Здесь мы видим непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, по которой пронесся бесовский шабаш.
На высшую ступень сатирическо ...
Кансона
Кансона (любовная песнь) – это стихотворение, ограниченное в своей тематике любовными темами, и отличающееся изысканным и сложным построением строфы, соединяющей стихи разной длины. Самый распространенный жанр поэзии трубадуров. Часто отл ...
Реакция Есенина
В 1920 году Есенин с Мариенгофом гостили в Харькове у своих друзей. Однажды во время обеда шестнадцатилетняя девушка стояла за стулом Есенина и вдруг простодушно сказала:
"Сергей Александрович! А Вы лысеете!"
Все замолчали, а ...