Романтическая трактовка образа Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова
1829-1841гг.. Осмысление личности Наполеона в ранних
элегиях 1829-1830гг.Страница 4
Там Франция! – там край её родной.
(I,стр. 48)
Использован приём художественной детали, который служит дополнительной характеристикой героя.
Также как и в предыдущем произведении М.Ю.Лермонтов даёт оценку деятельности Наполеона, размышляя о его судьбе. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод: М.Ю.Лермонтов изображает французского полководца как великого человека со страшной судьбой. В произведении возникает тема героя, слава которого в глазах потомков уже в прошлом. Но тень не может найти покоя (стоит отметить увлечение М.Ю.Лермонтова фантастическим) и до сих пор "дивящий слабый ум, хоть чужд страстей, всё полон прежних дум". В данном произведении дана романтическая трактовка образа: высокий герой с трагической судьбой.
Можно сделать вывод, что в обоих элегиях преобладает общая художественная интерпретация образа Наполеона.
В элегии "Святая Елена" -(1830) поэт несколько расширяет круг проблем.
Произведение написано, вероятно, в связи с десятилетием смерти Наполеона. В центре элегии находится образ императора – изгнанника.
В данном произведении образ Наполеона строится в соответствии с романтической типизацией. Образ императора представлен как загадочное, почти сверхъестественное явление. Герой отдалён от мира как географически, так и метафизически. Географическое отчуждение подтверждает философскую идею противостояние личности.
Он миру чужд был. Всё в нём было тайной
День возвышенья – паденья час.
(I, стр. 83)
В произведении возникает тема предопределённости, судьбы. М.Ю.Лермонтов характеризует главного героя как жертву рока и страстей.
Изгнанник мрачный, жертва вероломства
И рока прихоти слепой…
Родился он игрой судьбы случайной
И пролетел, как буря, мимо нас.
(I,стр. 83)
По сравнению с более ранними обращениями М.Ю.Лермонтова к данной теме, в элегии впервые появляется тема суда над современниками, которая получит дальнейшее развитие в более позднем произведении "Последнее новоселье" - (1841). Франция –
Порочная страна не заслужила,
Чтобы великий жизнь окончил в ней.
(I, стр. 83)
Спустя десять лет после смерти Наполеона происходит осмысление деятельности французского полководца. В данном произведении центральный персонаж предстаёт как жертва рока. У героя появляется трагическая вина. Он наказан за тщеславие, гордыню, эгоизм. И поэт называет Наполеона "жертвой вероломства" Трагическая вина – это всегда приём усложнения образа; показатель неразрешимого противоречия.
Наполеон не заслужил права умереть на родной земле. Возникает мотив жертвенности.
В данном произведении использованы следующие художественные средства: метафора (родился он игрой судьбы случайной), эпитеты (жертва вероломства).
Следует отметить, что произведение создано в высоком стиле, благодаря которому создаётся определённый настрой, ясна авторская позиция.
"чтобы великий жизнь окончил в ней"
Стоит отметить, что в элегии пейзаж минимален. М.Ю.Лермонтов показывает лишь место изгнания Наполеона.
В элегии главенствует тема – личной судьбы французского императора.
В произведении интерпретация образа Наполеона М.Ю.Лермонтовым остаётся неизменной. Но образ усложняется. Наполеон остался непонятым, и великий человек окончил свою жизнь в бесславии, одиночестве, забвении.
Погиб, как жил – без предков и потомства
Хоть побеждённый, но герой.
(I, стр. 83)
Таким образом, можно сделать вывод, впервые в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова у героя появляется трагическая вина. Стоит отметить, что в элегии отсутствует фантастический элемент. Возникает романтический конфликт – героя и общества.
Проанализировав ранние элегии М.Ю.Лермонтова можно сделать вывод, что образ Наполеона строится в соответствии с романтической типизацией. В частности, автор создаёт байронический тип героя. В элегиях "Наполеон"-(1829); "Наполеон" (Дума)- (1830). Центральный персонаж окружён ореолом тайны. Появление персонажа вызывает у окружающих страх, и это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики героя. Автор использует различные художественные приёмы (метафоры, эпитеты, обращения), которые рисуют хорошо знакомый образ Наполеона. М.Ю.Лермонтов использует жанр элегии, что говорит о некой подражательности в раннем творчестве.
Статьи по теме:
Лафонтен (1621–1695)
Жанр басни древен, как мир, и общечеловечен. В Древней Греции существовал Эзоп, в Древнем Риме – Федр, в Индии – автор «Панчатантры». Во Франции басня возникла в XVII столетии, в эпоху владычества классицизма. И не удивительно: в самом жа ...
Мастерство критического разбора А.С. Пушкина (о жизни и сочинениях Озерова)
Вклад А. С. Пушкина в развитие редакторского дела в России вряд ли можно переоценить. Достаточно сказать о том, что до Пушкина редактирования в России фактически не было. Более того, не было даже русского языка в том виде, в каком мы знае ...
Образы крестьянских детей в произведениях для детей
Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Николай Алексеевич Некрасов, согреты горячей любовью автора. «Я детского глаза люблю выраженье, его узнаю я всегда», - говорит поэт. В этих глазах он видел «столько покоя, с ...