Романтическая трактовка образа Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова
1829-1841гг.. Осмысление личности Наполеона в ранних
элегиях 1829-1830гг.Страница 3
Стоит вблизи нагбенного креста
Он не живой. Но также не мечта.
(I, стр. 48)
Художественная деталь в портретной характеристике раскрывает личность таинственного персонажа:
Сей острый взгляд с возвышенным челом
И две руки, сложённые крестом
(I, стр. 48)
Приём описания неизменно рисует мрачный и величественный образ главного героя – Наполеона. Какое компьютерное кресло выбрать для дома лучшие компьютерные кресла.
Но особенно важны, при создании образа некоторые эффектные и выразительные позы, при которых в облике героя подчёркивается таинственные черты как бы потустороннего мира.
В произведении присутствует образ моря. Это излюбленный образ романтиков, олицетворяющих символ свободы, мощи. В данном произведении показано преклонение стихии перед величественным героем.
Пред ним лепечут волны и бегут,
И вновь приходят, и о скалы бьют
Как лёгкие ветрилы, облака
Над морем носятся издалека.
(I, стр. 48)
В думе неизменно присутствует мотив утраты великого прошлого. Использован приём воспоминания. Французский полководец грустит о былой славе, победах.
Там Франция! – там край её родной
Там славы след, быть может скрытый мглой,
Там средь войны, её неслися дни…
О! Для чего так кончились они.
(I, стр. 29)
В думе наблюдается несколько иная авторская позиция. М.Ю.Лермонтов сочувствует герою, размышляя о его судьбе.
В данном отрывке прослеживается мотив жертвенности. Так же говорится о бренности славы, великих побед. Наполеон – уже часть истории.
Прости, о слава! Обманувший друг
Опасный ты, но чудный, мощный звук.
(I, стр. 49)
Наряду с чувством сострадания присутствует и осуждение героя: осуждается его гордость, эгоизм.
Где он страдал, покинут от друзей
Презрев судьбу с гордыней прежних дней!
(I, стр. 49)
В думе "Наполеон" М.Ю.Лермонтов впервые даёт портретную характеристику героя. Поэт следует традиции – воссоздан тип байронического героя.
Присутствуют мотивы: мрачно сверкающие глаза, черты лица существенны не сами по себе, а как выражение напряжённой и господствующей страсти, однообразная экспрессивность описания служит одновременно приёмом отражённой характеристики, выделяются те подробности, которые могут служить эффектными симптомами вполне определённого душевного состояния.
О! Как в лице его ещё видны
Следы забот и внутренней войны,
И быстрый взор, дивящий слабый ум
Хоть чужд страстей, всё полон прежних дум
Сей взор как трепет в сердце проникал,
И тайные желанья узнавал.
(I, стр. 49)
Стоит отметить наличие узнаваемой в облике Наполеона художественной детали:
Он тот же всё, и той же шляпой он,
Сопутницею жизни, осенён.
(I, стр. 49)
Так же в думе наряду с внутренними желаниями и страстями Наполеона показано, что слава французского полководца уже в прошлом, его мечтам и желаниям не дано осуществиться:
Но – посмотри – уж день блеснул в струях
Призрака нет, всё пусто на скалах.
(I, стр. 49)
Наполеон всего лишь тень.
В думе "Наполеон" интересно воплощается мотив тайны, который окружён фантастическим ореолом. Данный приём реализуется в виде "чудесных рассказов рыбаков"
Нередко внемлет житель сих брегов
Чудесные рассказы рыбаков.
Когда гроза бунтует и шумит,
И блещет молния, и гром гремит,
Мгновенный луч нередко озарял
Печальну тень, стоящую меж скал.
(I, стр. 49)
М.Ю.Лермонтов описывает бурные природные явления, которые поясняют эмоциональное состояние центрального персонажа. Настроение героя соответствует грозной стихии и прямо с ней соотносится.
Проанализировав произведение дума "Наполеон", можно сделать вывод, что данное произведение тяготеет к жанру элегии. На протяжении всего произведения прослеживается мотив утраты, прошлого, великих побед. И общая тональность произведения доказывает предположение о жанре элегии.
Следует отметить, что элегия написана в высоком стиле. Этому соответствуют слова высокого стиля (склонивши взор, ветрилы, внемлет, печальну, возвышенное чело). Использованы также метафоры (лепечут волны, луч узреть бы не хотел).
Поэтический текст включает многочисленные восклицания,
Прости, о слава!
О! Как в лице его ещё видны…
(I, стр. 48)
говорящие о сильном эмоциональном настрое элегии.
Для характеристики героя использован приём воспоминания.
Статьи по теме:
Константин Симонов – военный корреспондент. Константин (Кирилл) Михайлович
Симонов (1915-1979)
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился в 1915 г., в Петрограде. Мать, Александра Леонидовна, по второму мужу Иванишева, — настоящая Оболенская, из знаменитого княжеского рода. В «Автобиографии», написанной в 1978 году, своего физи ...
Ф.М. Достоевский
На мой взгляд, главным произведением в жизни Федора Михайловича является роман «Преступление и Наказание». Посмотрим, как автор использует цвет в описании Петербурга.
Портрет города – Петербурга – где происходит действие романа, и людей ...
Речевая деятельность в процессе диалогического общения при изучении
литературы
Очень часто можно услышать от учащихся, что сложней всего им даются устные ответы. Эта проблема возникает не только на уроках литературы, но и во всей учебной практике. Но именно перед учителем литературы стоит задача вовлечь школьников в ...