Романтическая трактовка образа Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова
1829-1841гг.. Осмысление личности Наполеона в ранних
элегиях 1829-1830гг.Страница 2
Ты побеждён московскими стенами…
Бежал! И скрыл за дальними морями
Следы печальные твоих высоких дум.
(I, стр. 27)
В элегии присутствует мотив утраты великого прошлого ( яркие, блестящие победы и безрадостное тихое настоящее).
Покоен ты; и в тихий час утра
Как над тобой порхнёт зефир весенний,
Безвестный гость, дубравный соловей.
(I, стр. 28)
Но, несмотря на внешний покой, былая слава не даёт покоя.
В них слышны: слава прежних дней,
И голос нег, и голос муки!
(I, стр. 28)
Таким образом, можно сделать вывод, что в первой части элегии дополняет оссианический пейзаж мотив утраты. Образ Наполеона передан скорбной песней певца. Слава, блистательные победы всё это исчезло. И М.Ю.Лермонтов даёт этому логическую завершённость.
Ту землю, где твой прах забытый истлевает….
А твой удел благословенный:
Принять изгнанника и прах его хранить.
(I, стр. 27)
Композиция элегии двучастна. Вторая часть элегии осложнена элементами балладного диалога (разговор тени Наполеона с певцом).
Во второй части элегии образ наполеона построен в соответствии с романтической типизацией (представлен байронический образ Наполеона).
Герой стоит в центре внимания, его образ украшает произведение своим величием. В элегии представлена самохарактеристика героя:
Пускай историю страстей
И дел моих хранят потомки
Я презрю песнопенья громки;
Я выше и похвал, и славы, и людей!
(I, стр. 28)
В данном отрывке дана отражённая характеристика персонажа, которая следует из слов самого героя.
Во второй части элегии появление образа Наполеона вызывает у певца ужас и страх:
Умолк певец. Струится в жилах хлад;
Он тайным ужасом объят
И струны лопнули,…и тень ему предстала.
(I, стр. 28)
Это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики персонажа. В данном произведении М.Ю.Лермонтов подчёркивает мотив одиночества героя, его оторванность от окружающего мира.
Мне всё равно; в могиле вечно ночь,
Там нет ни почестей, ни счастия, ни рока!
(I, стр. 28)
В связи с романтической трактовкой, образ Наполеона окружён тайной.
Проанализировав данное произведение можно сделать вывод: композиция элегии двучастна, в первой части господствует мотив утраты, присутствует оссианический пейзаж ( характерен для романтиков) и его элементы-( луна, Диана, певец, зефир).
Используются такие приёмы как метафора ( полночь свинцовый свой покров по сводам неба распустила), эпитеты (глас священный), для экспрессивности употребляется приём риторического вопроса и обращение. Из языковых особенностей стоит отметить наличие слов, характерных для высокого стиля-(глас священный, вещают удел благословенный). Можно сделать вывод о возвышенном характере стиля.
Образ Наполеона дополняет скорбная песнь. Наполеон – великий завоеватель, но его время безвозвратно прошло.
Во второй части элегии представлен байронический образ Наполеона. Герой стоит в центре внимания, его образ окружён ореолом тайны. В последних строках элегии впервые у М.Ю.Лермонтова появляется романтическое противопоставление героя людям. Стоит отметить высокий стиль элегии, который помогает определить авторскую позицию. М.Ю.Лермонтов воспринимает Наполеона как героя, блистательного полководца, но тут же следует нравственное осуждение.
Образ Наполеона построен в соответствии с романтической типизацией. В раннем произведении М.Ю.Лермонтова возникает тема великого человека с трагической судьбой.
Можно сделать вывод, что, несмотря на победы, Наполеон в глазах современников уже часть истории.
Элегия "Наполеон" носит подражательный характер, но уже наблюдается черты формирования ведущего лирического образа.
Тему великого человека с трагической судьбой М.Ю.Лермонтов продолжает в произведении "Наполеон" (Дума)-(1830).
Как и в предыдущем произведении, Наполеон изображён как высокий трагический герой. Произведение начинается с описания пейзажа, который призван передать общее настроение.
В неверный час, меж днем и темнотой,
Когда туман синеет над водой,
В час грешных дум, видений, тайн и дел
Которых луч созреть бы не хотел…
(I, стр. 48)
В первых строках присутствует романтический приём тайны (появление главного персонажа). Таинственность выражается ещё и тем, что главный герой не назван.
Статьи по теме:
Пестушки
Пестушками называют короткие приговорки или песенки, сопровождающие игровые движения или физические упражнения (потягивание, разведение рук, тормошение, поглаживание, подбрасывание, щекотание). Они помогали установить эмоциональный контак ...
Основные характеристики модернистского романа
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения, что «Великий Гэтсби» - это модернистский роман. В рамках исследования нам следует обозначить основные характеристики модернистского романа. «Словарь Культуры ХХ века» выделяет 10 признаков эт ...
Язык лирики, особенности стиха
Устная и письменная речь Елены Александровны представляется литературоведам образцовой. Разливы этой речи во всех ее тонах, во всех полутонах звука и цвета доставляют истинное удовольствие. После речевой мешанины, языковых коктейлей, посл ...