Романтическая трактовка образа Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова
1829-1841гг.. Осмысление личности Наполеона в ранних
элегиях 1829-1830гг.Страница 1
Увлечение М.Ю.Лермонтова наполеоновской темой, характерное для русской поэзии 1820-1830 годов, сказывается у поэта с первых лет его творчества.
Наполеоновский цикл, условно выделяемый в поэзии М.Ю.Лермонтова – это группа стихотворений, посвящённых двум темам.
Во-первых, в отдельную группу отнесены произведения, где центральным персонажем выступает Наполеон и предметом поэтического осмысления выбрана историческая судьба французского полководца: "Наполеон"-(1829); "Наполеон" (Дума)-(1830); "Святая Елена"-(1830); "Воздушный корабль"-(1840); "Последнее новоселье"-(1841).
Во-вторых, самостоятельную группу составляют произведения о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года над наполеоновской армией: "Поле Бородина"-(1831); "Два великана"-(1832); "Бородино"-(1837).
В данной главе будут проанализированы произведения, входящие в первую группу, где наиболее ярко изображён Наполеон Бонапарт.
Обращение к наполеоновской теме закономерно для М.Ю.Лермонтова, хотя порой оно диктовалось внешними факторами. Например, десятилетие со дня смерти Наполеона; перенос его праха с острова Святой Елены во Францию; годовщина Бородинского сражения.
Интерес М.Ю.Лермонтова к великому современнику, к героическим свершениям определил непреходящую увлечённость поэта личностью Наполеона.
Дж. Г.Байрон Наполеон были для М.Ю.Лермонтова наиболее яркими представителями своего века. Именно поэтому в творчестве поэта возникает тема славы, преходящей и вечной. М.Ю.Лермонтова волнует вопрос, насколько потомки достойны героя недавнего прошлого. Для решения этого вопроса в творчестве поэта возникает образ романтического бунтаря, который окажется важнейшим в поэзии М.Ю.Лермонтова ("Демон", "Мцыри").
Учитывая опыт в разработке темы В.А.Жуковским, А.С.Пушкиным М.Ю.Лермонтов создал собственный художественный образ Наполеона Бонапарта.
Романтическая концепция личности на протяжении всего творческого пути сохраняется в лирике М.Ю.Лермонтова и последовательно раскрывается в традиционно жанровом ключе, воплощённом в элегии и балладе.
Впервые образ Наполеона возникает в творчестве М.Ю.Лермонтова в элегии "Наполеон"-(1829). Это произведение открывает наполеоновский цикл.
В нём отразилось преклонение перед личностью Наполеона, характерное для целого ряда русских и европейских романтиков 1820-1830 годов.
По своим жанровым особенностям это элегия, так как на протяжении всего произведения неизменно присутствует мотив утраты, скорби по прошедшим дням, великим сражениям.
Не здесь ли звук мечей
Гремел, носился глас священный
Нет! Рок хотел отсюда удалить
И честолюбие, и кровь, и гул военный
(I, стр.27)
Элегия написана в оссианическом стиле, что показывает знакомство юного поэта с элегиям К.Н.Батюшкова и В.А.Жуковского. Типичны для такого рода произведений мрачный ночной пейзаж:
Но вот полночь свинцовый свой покров
По сводам неба распустила,
И влагу дремлющих валов
С могилой тихою Диана осребрила.
(I, стр. 27)
Так же присутствует певец с арфой:
Над ней сюда пришёл мечтать
Певец возвышенный, но юный;
Воспоминания стараясь пробуждать,
Он арфу взял, запел, ударил в струны…
(I, стр. 27)
Постоянным образом для оссианического пейзажа выступает образ поэта, дар которого способен проницать прошлое (композиционный приём соединения прошлого и настоящего) и чей голос отражает авторскую позицию.
Зачем он так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?
(I, стр. 27)
С образом певца следует тема прошлого, утраты:
Ему, погибельно войною принуждённый,
Почти весь мир кричал: ура!
(I, стр. 27)
В данном произведении для создания пейзажа, общего настроения были использованы античные образы и мотивы: (луна, Диана, певец с арфой).
Основные приёмы, которые вводит М.Ю.Лермонтов: (риторический вопрос, обращение - " не ты ли, островок уединенный, свидетелем был чистых дней).
Уже в первых строках элегии проявляется авторская позиция6
В сырой земле и в яме неглубокой –
Там спит герой, друзья! – Наполеон!
(I, стр. 27)
В элегии "Наполеон" образ французского полководца скорбной песней на могиле героя. Песнь повествует о былой славе Наполеона, его победах и поражениях:
Статьи по теме:
Обзор творчества писателя, основные темы творчества, основные произведения
Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. Видимо, так нужно было, чтобы явился из глубин народных ...
Юрий Визбор
Мадагаскар
Чутко горы спят, Южный Крест залез на небо,
спустились вниз в долины облака,
Осторожней, друг, ведь никто из нас здесь не был,
в таинственной стране Мадагаскар.
Может стать, что смерть ты найдёшь за океаном
и всё же ты от ...
Литературное направление - новокрестьянская поэзия
Самобытным явлением в литературе стала так называемая новокрестьянская поэзия. Литературное направление, представленное творчеством Н. Клюева, С. Есенина, С. Клычкова, П. Карпова, А. Ширяевца, сложилось и утвердилось в сер. 1910-х. Об это ...