Тип байронического героя
По мнению В.М. Жирмунского, у Байрона герой стоит в центре внимания: навязчивый образ его царит в воображении поэта и читателя, как бы украшая всё произведение своим мрачным величием. Байрон обращает большое внимание на описание внешности своих героев. Мелодраматическая экспрессивность лица, движений и жестов, выразительная поза занимают его не менее, чем изображение романтических происшествий и необычайных переживаний – всё это элементы того же художественного единства, направленного на усиление впечатления во что бы то ни стало, на однообразную эмфазу и напряжённую эффектность. У Байрона эти "окказиональные" описательные мотива не меняются в соответствии с изменением ситуаций, а механически заимствуются из того же стереотипного образа героя, неподвижного и шаблонного, как бы подчёркивая в каждом отдельном случае, что перед нами всё тот же герой, не меняющийся в своём внешнем и внутреннем облике от начала до конца.
В самом деле, в произведениях Байрона различные приёмы описания неизменно ставят перед нами хорошо знакомый, мрачный и величественный образ главного героя. Повторяются те же основные мотивы: высокий бледный лоб; мрачно сверкающие глаза; бледные впалые щёки; презрительно искривлённые бледные губы.
Так же как у предшественников Байрона, черты лица героя существенны не сами по себе, а как выражение напряжённой и господствующей страсти:однообразная экспрессивность описания служит одновременно приёмом отражённой характеристики:выделяются те подробности, которые могут служить эффектными симптомами вполне определённого душевного состояния. В глазах героя поэт отличает прежде всего их выразительный взгляд, "мрачный и сверкающий".
Не раз упоминает Байрон улыбку своего героя. Герой редко улыбается. Поэт называет улыбку своего героя горькой. Она выражает ненависть, честолюбия. В нёй проявляется страшная весёлость.
К экспрессивным мотивам в портрете байроновского героя относится меняющийся цвет лица. Экспрессивности лица героя соответствует далее подчёркнутое выразительность позы и жеста. Обособленные драматические вершины, на которые распадаются байроническая поэма, замкнутые ситуации или сцены нередко открывается драматической "картиной", где герой является перед нами в эффектной, психологически выразительной позе: в этом один из самых характерных приёмов байроновского искусства, которое так же служит отражённой характеристике героя.
Но особенно важны как приём отражённой характеристики некоторые эффектные и выразительные позы, при которых в облике героя подчёркивается таинственное и страшное демонические и призрачные черты как бы потустороннего мира.
Отдельные жесты героев строятся по тому же художественному закону, и здесь для поэта всего существеннее подчёркнутая экспрессивность патетического жеста, при которой внешнее движение становится симптомом душевного эффекта, напряжённого и страстного переживания.
Характеристика героя.
Характеристика героя может быть прямой и отражённой. Отражённой характеристике, которая следует из самого рассказа, служат слова героя и его поступки.
Точно так же отражённой характеристике служат многочисленные приведённые выше описания внешности героя, его движений, жестов и показывает поскольку во всех случаях они подчиняются у Байрона однообразному заданию психологической экспрессивности.
Охотно подчёркивает Байрон мотив одиночества героя, его оторванность от окружающего мира. Байронический герой обычно окружён тайной. Мотив тайны тесно связан с мотивом одиночества. С одиночеством героя и таинственность его явления тесно связана его замкнутость и скрытность. Герой прячет в себе душевное переживание, старается сделать его недоступным для наблюдателя.
В окружающих герой вызывает смущение и страх, и это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики героя.
Таким образом можно сделать вывод, что центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личность и общество. Романтический герой – личность сложная, страстная. Можно говорить о романтике как об особом типе личности- человеке страстных страстей и высоких устремлений. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока и истории. Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро – эпической поэмы, баллады – заслуга романтиков. Для романтиков характерен синтез родов и жанров.
Статьи по теме:
Римские комедиографы Плавт и Теренций
Тит Макций Плавт (сер. 3 в. до н. э., Сарсина, Умбрия – ок. 184 г. до н. э., Рим), гениальный римский комедиограф. Был актером. Мастер паллиаты – «комедии плаща»: так в Риме называли комедии с греческим сюжетом, переделанные для римской с ...
Природа и человек в лирике Пастернака. Первый сборник стихов "Близнец в
тучах": темы и образы
Б.Л. Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Его отец, известный график и живописец, долгое время был профессором Московского училища живописи. Среди его близких знакомых-Поленов, Ге, Левитан. Нестеров, Серов, Рубинштейн, Л. Толс ...
Основные направления структурирования библиографической деятельности
Проблема структурирования библиографической деятельности является одной из ключевых в библиографии. Ее важность обусловлена факторами как теоретического так и практического характера. Четкое представление об основных элементах библиографи ...