Интерпретация образа французского полководца в лирике А.С.ПушкинаСтраница 2
Наполеона грозный век
Исчез властитель осуждённый,
Могучий баловень побед.
(I,стр 210)
В оде прослеживается противопоставление индивидуализма Наполеона и самоотверженности русского народа.
Поэт высказывает мысль, что Наполеон был игрушкой в руках истории.
Надменный! Кто тебя подвигнул
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
(I, стр.210)
В оде французский полководец сталкивается с Немезидой, богиней, карающей за высокомерие.
И длань народной Немезиды
Подъяту видит великан
И до последней все обиды
Отплачены тебе, тиран.
(I, стр. 210)
В данном произведении, по мнению Н.И.Якушина, образ Наполеона окружён романтическим ореолом. Во - первых, стоит отметить наличие художественного приёма, допускающий взаимоисключающие понятия (оксюморон): чудесный человек и тиран. Наличие высокой лексики, помогает определить авторскую позицию (угас великий человек).
Поэт использует старославянизмы и мифические образы (и длань народной Немезиды), эпитеты (сон могильный), метафоры (помчал к боям их ополченья, их цепи лаврами обвил).
Таким образом, можно сделать вывод, что трактовка образа Наполеона несколько меняется. Появляется сочувствие как к изгнаннику, хотя поэт продолжает осуждать французского полководца.
Борьба мнений, развернувшаяся в Европе по поводу политического и военного наследия Наполеона, не могла не отразиться в литературе первой половины XIX века. В основном, образ Наполеона в то время появлялся как герой романтических произведений. Романтизм пытается решить философскую проблему исторической ответственности великих людей, проблему влияния личных свойств и качеств правителей на судьбы народов, проблему взаимоотношений героя и толпы. В это время имя Наполеона всё реже произносится с ненавистью, его жизнь становится объектом изучения современниками.
Одним из центральных вопросов в искусстве романтизма является противостояние личности и общества. Особенно ярко это выражено в творчестве Дж.Г.Байрона. Именно эти два героя – Байрон и Наполеон являются у Пушкина образами, воплощающими в себе романтический дух бунтарства.
А.С.Пушкин в своём творчестве сближает этих "властителей дум" эпохи.
Элегия " К морю" (1824).
В основе элегии лежит романтический конфликт личности и общества, свободы и угнетения человека. Образ моря – это символ абсолютной свободы. Наблюдая за морем, лирический герой представляет в своём сознании две великие личности: Байрона и Наполеона. Однако не следует рассматривать эти образы как тождественные. В понимании А.С.Пушкина они противоположны. Наполеон – тиран, который при всей своей значимости является деспотом. Тогда как Байрон воплощает героические черты борца за свободу.
Исчез, оплаканный свободой
Оставив миру свой венец!
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
(I, стр. 102)
По мнению А.С.Пушкина, Дж.Г.Байрон осознал необходимость бороться за счастье человечества. Совершенно иное значение имела деятельность Наполеона, пытавшаяся поработить народ.
Судьба Наполеона пример бесполезности стремлений власти над миром.
Одна скала гробница славы
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы
Там угасал Наполеон
(I,стр.102)
В элегии трактовка образа французского полководца иная. Поэт в лирическом произведении говорит о нём, как об историческом деятеле, сыгравшем важную роль в судьбах человечества. Судьба Наполеона свидетельствует о бессилии человека перед стихией, о невозможности изменить ход истории. И далее идут слова, которые поясняют близость Наполеона и Байрона в глазах А.С.Пушкина:
Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен.
Как ты, ничем неукротим.
(I, стр. 103)
Последние слова – о Байроне, но они в равной мере могут быть отнесены и к Наполеону.
Мир опустел. Теперь куда же
Меня ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье, иль тиран.
(I, стр. 104)
В элегии используются оценочные эпитеты (ропот заунывный), метафоры (угасал Наполеон). Элегия написана в возвышенном стиле. В данном произведении три темы: личная судьба поэта, свобода морской стихии, исторические перемены, которые произошли под влиянием личностей.
Следует отметить, что в произведении присутствует мотив утраты, а так же романтическая трактовка образов, которая создаётся на основе контраста образов Наполеона и Бонапарта. В элегии смешивается два стилевых плана: высокий героический – лирический.
Отказывается от романтического изображения А.С.Пушкин в произведении "Герой" (1830). Само произведение является насмешкой гения-реалиста над всякого рода идеалами романтиков. Произведение построено в виде диалога поэта и его друга. Поэт, размышляя, когда ему всего ближе Наполеон ( его имени в произведении прямо не упоминают) восклицает:
Статьи по теме:
Обзор учебников по литературе
Литература – пожалуй, самый загадочный предмет в школьной программе. Математик знает, что он должен научить школьников решать примеры, задачи и уравнения, географ – рассказать, что и где находится. И критерий успеха понятен: извлек квадра ...
Специфика художественной типизации персонажей Бальзака
В центре внимания литературы критического реализма - анализ средствами художественного мировосприятия классовой структуры, социальной сущности, социально-политических противоречий современной ей общественной системы - капиталистических от ...
Пьеса «Царь Борис» - катастрофа
трилогии
В этом же письме свою пьесу драматург назвал «катастрофой трилогии» - и для такого определения были реальные основания. Уже в первой трагедии появился на сцене и вступил в контакт с Борисом Битяговский - один из главных участников «угличс ...