Изображение личности Наполеона Бонапарта в русской поэзии первой трети XIX векаСтраница 1
Художественное осмысление образа Наполеона в поэзии В.А.Жуковского
Наполеон Бонапарт является одной из самых ярких личностей всемирной истории XIX века. Во время и после его правления Наполеона любили и ненавидели. После того как он исчез с мировой арены, ему стали посвящать книги, знаменитые писатели делали Наполеона героем своих произведений, поэты восхваляли или низвергали его в своих стихотворениях. Наполеон становится одиозной фигурой в мировой литературе.
Образ Наполеона в русской поэзии первой трети XIX века возникает, прежде всего, с темой Отечественной войны 1812 года. Именно поэтому в произведениях поэтов французский полководец воспринимается как тиран, завоеватель.
В творчестве В.А.Жуковского прослеживается тема Отечественной войны 1812 года.
Произведение "Бородинская годовщина" (1831) было написано в честь открытия памятника на Бородинском поле. Стоит отметить высокий стиль повествования, эмоционально – экспрессивную лексику, благодаря этому чётко прослеживается авторская оценка Бородинской битвы.
Как ярилась, как кипела,
Как пылала, как гремела
Здесь народная война
В страшный день Бородина.
(I, стр. 103)
По жанру произведение ближе всего к героико-исторической песне.
В произведении наблюдается элегический мотив утраты при описании погибших героев.
И вождей уж прежних мало.
Много в день великих пала.
На земле Бородина.
(I, стр. 103)
В лирическом произведении трактовка образа Наполеона несколько смягчена.
И его как не бывало,
Перед кем всё трепетало!
Есть далёкая скала;
Вкруг скалы морская мгла;
С морем степь слилась другая,
Бездна неба голубая
К той скале путь заграждён
Там зарыт Наполеон.
(I, стр. 103)
В "Бородинской годовщине" Наполеон изображён не как тиран, а как обычный человек. Стоит отметить, что В.А.Жуковский выбирает общепринятую лексику. Наполеон Бонапарт – простой человек, но даже после смерти он изолирован от общества.
Произведение "Певец во стане русских воинов" (1812) написано в духе романтизма. По своему жанровому своеобразию это лирическая песнь.
В данном произведении примечательно отношение лирического героя к личности Наполеона.
Давно ль, о хищник, пожирал
Ты взором наши грады?
Беги! Твой конь и всадник пал:
Твой след – костей громады;
Беги! И стыд, и страх сокрой
В лесу с твоим сарматом.
(I, стр.85)
В данном отрывке наблюдается классицистическая традиция в изображения Наполеона с помощью приёма инвективы. Влияние классицизма отмечается в наличии архаического стиля (наши грады, сокрой). Поэт использует следующие художественные средства: гипербола – "костей громады", метафора – "пожирал взором наши грады". В данном произведении авторское изображение Наполеона резко отрицательное.
Проанализировав произведения В.А.Жуковского можно сделать вывод: отношение поэта к личности Наполеона неоднозначно.
В произведениях более раннего периода Наполеон представлен как "надменный хищник", а в произведениях более позднего периода изображение образа несколько смягчается. Наполеон – человек, который отдалён от общества.
В европейской литературе второй половины XIX– начала XIX века широкое распространение приобретает жанр баллады, восходящий к народно – поэтической традиции. Безусловно, на развитие баллады в России В.А.Жуковский оказал огромное влияние. Большинство баллад В.А.Жуковского переводные. Среди них есть много вольных переводов, где поэт воссоздаёт смысл и ход сюжета. Переводные баллады производят впечатление оригинальных. Для нашего исследования наиболее интересна переводная баллада "Ночной смотр" (1836). Это баллада австрийского поэта – романтика. И – Х фон Цедлица "Корабль призраков" (1832). Оригинал – это 60 строк дольника.
Nachts um die zwolfte Stunde
Verlasst der Tambour sein Grab,
Macht mit der Trommel die Runde
Geht wirbelnd auf und ab
В оригинале баллада Цедлица абсолютно соответствует жанровым традициям. В частности, в балладе присутствует "эффект ужаса". Покойный император каждую ночь обходит свои владения. В.А.Жуковский не перечисляет, как у Цедлица, что руки барабанщика – руки скелета, а звук его барабана "странный". Весь ужас выражен тревожным и напряжённым ритмом стиха.
В двенадцать часов по ночам
Из гроба встаёт барабанщик;
И ходит он взад и вперёд
И бьет он проворно тревогу…
(I, стр. 20)
В данном произведении нас интересует трактовка образа Наполеона. В.А.Жуковский впервые даёт портретную характеристику французского полководца.
Статьи по теме:
Жизнь и творчество М.А. Шолохова
Имя Михаила Александровича Шолохова известно всему человечеству. Его выдающийся роли в мировой литературе XX века не возможно отрицать.
Произведения М. Шолохова уподобляются гигантским эпохальным фрескам, а роман "Тихий Дон" по ...
В чем смысл названия драмы «Гроза»?
Ответ:
В названии драмы «Гроза», заключен огромный смысл. Эта пьеса не только величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразились все общественные явления: показан подьём общественного движения, настроения людей, ...
Объясните, почему Петр Чайковский считал, что Афанасий Фет – самый
талантливый композитор среди поэтов, и кто из русских поэтов является продолжателем
традиций Фета в музыкальном строе стихотворений
Ответ:
Петр Чайковский считал Афанасия Фета, самым талантливым композитором среди поэтов, потому что стихи его были самые лиричные и легко ложились на музыку. Поэзия Фета была для Чайковского как бы поэтическим эталоном. Под стихи Фета ч ...