ВведениеСтраница 1
В феврале 1990 года отмечалось 100-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака – выдающегося поэта XX столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Пастернака. В публикациях о творчестве и судьбе Б. Пастернака воссоздан образ удивительного человека, мастера поэтической речи, художника-мыслителя в широком смысле слова. На языке искусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории, природного мира. «Погружение в историю и современные ему течения философской мысли оказало влияние на его мировоззрение, весь строй его поэтического восприятия природы и социальной действительности».[1] В письме к Жаклин де Труайяр от 1959 г., обращаясь к годам своей юности. Б. Пастернак говорит о стремлении постигать если не Вселенную, то какое-то измерение вещей, несравненно более широкое, чем личные впечатления.
Сейчас, хоть и реже, чем в 1988-1991 годы, в газетах и журналах появляются статьи, исследования, монографии о жизни и творчестве Б. Пастернака, о его произведениях. Многое написано, сказано, но во многом ещё следует разобраться. Освещены многие темы и основные мотивы произведений этого автора, но и многое ещё не изучено.
В качестве основных источников нами будет использовано множество журнальных, газетных публикаций, монографии. Второй номер «Литературного обозрения» за 1990 год полностью был посвящен Б. Пастернаку. Такие статьи, как: Бухштоб Б.Я. Лирика Пастернака. // Литературное обозрение. 1987. №9; Померанц Г. Неслыханная простота: [о поэзии Б. Пастернака]. // Литературное обозрение. – 1990. №2; Франк В.С. Водяной знак: [Поэтическое мировоззрение Пастернака] // Литературное обозрение. – 1990. №2 и другие наиболее ярко выражают характер поэзии Б. Пастернака.
Большое значение имело издание первой советской монографии. Посвященной жизни и творчеству Б. Пастернака, написанной Е.Б. Пастернаком «Борис Пастернак: материалы для биографии» (М, 1989 г.) В книге используется огромное число писем, мемуарных свидетельств. Содержательная рецензия М. Флейшмана на эту книгу была опубликована в журнале «Новый мир» за 1991 г. №5.
Издательство «Советский писатель» выпустило монографию В. Альфонсова «Поэзия Б. Пастернака» (Л., 1990 г.). Это литературно-критический разбор творчества Б. Пастернака от первых сборников до стихотворений последних лет.
Так же к юбилею почти во всех философских и литературно-художественных журналах было опубликовано много материалов, касающихся писателя. А журнал «Литературное обозрение» (1990, №2), выпуск «Досье литературной газеты», журнал «Наше наследие» (1990, №2) и др. вообще были полностью посвящены Пастернаку. В них собраны различные публикации: письма, записи Б. Пастернака, воспоминания современников, фрагменты дневников, статьи, исследования, фотографии.
В статье «Пастернак и символизм» (вопросы литературы, 2002. №2) Клинг наиболее ярко осветил проблему поэзии Пастернака и поэзию символизма. Статья «Б. Пастернак. Метель.» (журнал «Поэтический строй русской лирики». – Л., 1973 г.) посвящена стихотворению «Метель», автор статьи – Смирнов И.П. рассмотрел стихотворение с точки зрения поэтического строя русской лирики, отметил наиболее яркие особенности ранней лирики Б. Пастернака.
В 1990 году в Москве были проведены пастернаковские конференции. Материалы Межвузовской конференции, прошедшей в Персии, были опубликованы.
Таким образом, можно сделать вывод, что поэзия Пастернака изучается и исследуется. Но недостаточно изучен мотив метели в поэзии Пастернака, эту тему незаслуженно забыли, а она играет далеко не последнюю роль.
Цель и задачи исследования.
В данном исследовании мы постараемся детально разобрать, как отражается мотив метели в поэзии Пастернака, какое место занимает мотив в его творчестве, каким символическим планом обладает, как взаимосвязан мотив с другими мотивами лирики. Попытаемся рассмотреть мотив метели как проявление стихии, ведь в метели, как в природном явлении, безусловно присутствует стихийное начало.
Понятие «стихия» имеет множество значений. Стихия (от греч. Stoicheion – первоначально элемент). В древней натурфилософии – одно из первовеществ, основных элементов природы [например: вода, огонь, металл, земля – в древнекитайской философии: земля, вода, воздух, огонь]. Другое значение – явление природы, проявляющееся как могущественная, разрушительная сила.
В словаре иностранных слов даётся дополнительное толкование этого слова:
У древнегреческих философов-материалистов – основные элементы природы: огонь, воздух, земля и вода;
Явления природы, отличающиеся часто разрушительной силой (например, ураган, шторм, вулканические извержения);
Статьи по теме:
Народный артист
То ли мед, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм .
Все, что было его – нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.
Б. Окуджава
После некоторых людей остается только черточка между двумя датами. После него остались песни, ...
Атеистический потенциал древнерусской литературы
Каждый этап развития литературы, как и всей духовной культуры, имеет свои господствующие идеи и специфические средства их воплощения, свою систему образов, свой «колорит».
Далеко неоднозначно воздействие художественных произведений разны ...
Выводы
· Время в сказке очень тесно связано с сюжетом
· Последовательность событий и есть художественное время сказки
· Время в сказке всегда последовательно движется вперед и никогда не возвращается назад
· Сказочное время не выходит за пред ...