Тема войны
Одной из ведущих тем творчества Кутилова является тема войны. Но читая стихи поэта мы не найдём строк, воспевающих героизм военных. Война не подвиг, это убийство. Через всё своё творчество Кутилов проносит свою главную мысль - "не убей". Этой темой пропитана вся "таёжная лирика" и в ней дана неизбежная составляющая любого зла:
. Добро можно делать
и одному,
а для зла - нужны двое.
(У Гуляй-ручья) (4)
С особой болью и надрывом звучат у Кутилова стихотворения пацифистской направленности. В этих стихах поэт КРИЧИТ о самом страшном зле на планете, кричит порою с такой яростью, что, пожалуй, не все примут эти гневные строки. А точнее - не все ВОСПРИМУТ их. Несмотря на то, что Аркадий Кутилов - поэт предельно понятный, доступный, обходящийся без разного рода словесных кандибоберов, - ПРОЧУВСТВОВАТЬ душой его поэзию, осознать, что этот гнев - оборотная сторона любви, - дано, очевидно, не каждому. Как писал один из его рецензентов - это может лишь человек "с просветленным сердцем").
Люблю военных! Ба-бах! Ура!
Для них Мичурин - чудак, не больше .
Люблю военных! Они вчера
Бензином выжгли всю зелень Польши!
Костелы с ходу крушили лбом .
(Чужим, конечно, они ж не дети. .).
У них на картах мой тихий Омск
Намечен в пищу одной ракете!
Люблю военных - своих, чужих,
Тех, что в окопах, и тех, что пленные .
Люблю военных! За то, что их всех
Передавят, как вшей, военные!
Стихотворение "Россия, год 37" - совсем небольшое, по сути, четверостишие, разбитое автором на двенадцать строк, написанное верлибром. Поначалу ничто, кроме названия, не вызывает тревоги . Некий майор, обследующий некую яму, ведет разговор с неким подчиненным, разговор, казалось бы, обыденный, совсем нестрашный и даже проникнутый своеобразной "заботой" о тех, для кого эта яма приготовлена. Всю эту "нестрашную обыденность" буквально взрывает одно-единственное последнее слово, после которого становится ясно, что перед нами - подлинный шедевр:
Ну, хорошо .
Давайте ужинать,
да надо
людей расстреливать .
Трудно представить более яркий психологический портрет, который можно создать столь скупыми средствами!
Тему тридцать седьмого года продолжает стихотворение "Аутодафе назаретской Маруси". Продолжает весьма своеобразным образом . Поэт как бы накладывает один исторический срез на другой - период сталинских репрессий на события двухтысячелетней давности, - и наше совсем еще недавнее прошлое, отодвинутое на две тысячи лет, вдруг становится еще страшнее и зримей. (1)
Статьи по теме:
Творчество Гоголя занимает 3-е место в мире
Сегодня Н. В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф. М. Достоевского. Гоголь мастерски владел всеми жанрами литературы. Прежде всего, он известен широкой публ ...
Расцвет творчества
В 1590-х гг. (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все свои основные хроники а также большинство комедий. В 1595-96 годах написана трагедия «Ромео и Джульетта», вслед за ней — «Венецианский ку ...
Новаторство Вальтера Скотта как создателя
исторического романтизма
Необычайный успех Скотта у европейского читателя свидетельствовал о том, что его романы внесли в общественное сознание эпохи нечто новое и значительное, нечто важное для культуры XIX века. Конечно, и в предыдущие столетия появлялись произ ...