Тема любви
Перевернув последнюю страницу стихов "таёжной лирики" мы окунаемся в Любовь. Любовь человеческую, грешную и святую, испепеляющую и дарующую новые силы. Все, что окружает, перестаёт существовать, жизнь делится на два периода до и после: Как вчера
мы любили весь свет, так сегодня мы любим друг друга. (4)
Принято считать, что у каждого большого поэта есть своя главная тема, которую ему удается раскрыть наиболее глубоко и полно, и точно так же - глубоко и полно - раскрыться в ней самому. У Кутилова и здесь - все иначе, все по-своему. Трудно назвать тему, где Кутилов уступил бы Кутилову. Его любовная лирика, отнюдь не затмевая прежних стихов, все же ошеломила читателя - богатством эмоций, неожиданностью поэтических приемов, пронзительностью интонаций, абсолютно своим, новым, кутиловским взглядом на древнюю, как мир, тему. Стихотворения этого цикла поражают не столько разнообразием тональностей, сколько способностью автора предельно точно и мастерски передать любую из них - от нежных и чистых строф о едва пробуждающемся чувстве до грубоватых, нервных, задыхающихся строк, в которых уже угадывается будущий бунтарский голос поэта:
Я люблю! через горы и годы!. .
Я люблю! сквозь любые погоды!. .
Я люблю! сквозь погосты-кресты,
Сквозь туманы-дороги-мосты!. .
Сквозь цветы восковые у морга,
Сквозь судьбу, что к молитвам глуха!. (1)
Женщина в поэзии Кутилова существо волшебное, обладающее таинственной силой. Не случайно женщина названа солнечной, а значит дарующей жизнь. Стихотворения подобны палитре художника, в них переданы самые тонкие и разнообразные оттенки любовного чувства. В зависимости от чувства меняется ритм, структура текста. Нежные, лирические настроения преображаются в плавный, замирающий от любви текст:
Я впусти тебя в душу погреться,
Но любовь залетела вослед .
И теперь на тебя насмотреться
Не смогу и за тысячу лет.
("Кем то в жизнь ты не ласково брошена . ")
И совсем другой темп стиха при передаче страсти. Любовь подобна лавине, чувство переливаются через края строк:
Я люблю! ослеплено и гордо!
От любви перекошена морда,
от любви перехвачено горло,
от любви не хватает дыха .
("Я люблю! через горы и годы!. ")
Женщина Кутилова существо с одной стороны реально, воспринимаемое как физический объект, с другой стороны, наделённое высшими силами и судьбоносной сутью:
Я люблю вас в танкетках, сапожках .
Но дурею при виде босых!
Это выше изысканной моды -
Босы ноги да чёлка со лба .
Это верх совершенства природы .
Это ж надо, - босая Судьба!. .
("Моды")
Если строка "но дурею при виде босых" - это мощный эротический образ, то "босая Судьба" - категория философская. В одном из поздних стихотворений Кутилова вновь появляется образ "босой", это также существо женского пола, но:
Стихи о девушке босой
вчерашней вызваны грозой .
сгибается от груза
моя босая муза .
("Стихи о девушке босой . ")
Так в одну нить вплетаются образы женщины, судьбы и музы. И всё это - Она. Дивное, солнечное, окрыляющее существо. Приходящая к поэту в различных обликах, всегда его сопровождающая. (4)
Статьи по теме:
Колористика в поэзии В.С. Высоцкого
Видение мира в цвете – одно из самых ярких визуальных ощущений, дарованных человеку. Пронизывая каждое мгновение бытия, оно настолько органично нашей природе, что зачастую мы просто не отдаем себе отчета, каким образом складываются наши ц ...
Что погубило доктора Старцева?
Ответ:
Причинами духовного падения, то есть деградации, Дмитрия Старцева из произведения Чехова «Ионыч», является влияние среды, окружения и прожитых лет. Ведь, попадая в самую «лучшую» семью Туркиных, он «поражается» их интересами. Мать ...
Высоцкий-лирик
Когда Высоцкий обрёл опыт в поэзии, в своём творчестве стал затрагивать тему любви. Его лирические стихи навеяны огромной любовью к Марине Влади. Это была странная любовь, месяцами они не виделись, общаясь лишь по телефону, но эту любовь ...