Концепция положительного героя в романе Тургенева «Дым»Страница 2
Это хорошо понял Литвинов, непосредственно столкнувшийся перед самой реформой с положением дела в деревне. Как человек, неравнодушный к судьбам страны, он осознал важность решительных преобразований на основе «опыта и знаний», которых так не хватало непросвещенной России; нужны были деятели, вооруженные знаниями и желающие бескорыстно служить обществу и народу. Таких было мало в среде помещиков: они, подобно отцу Литвинова, оказались «совершенно сбитыми с толку эманципацией». Бегло говоря о положении крестьянского дела в России, Тургенев все же воссоздает мрачную картину разоренной страны, ждущей своего «обновления».
Литвинов полон решимости развеять «слепой мрак заплесневевшей жизни» наследие крепостного права. Он понимает, что его деятельность будет тяжела, может быть, неблагодарна, но не боится трудностей и лишений. И Тургенев готов признать его «самоуверенность» обоснованной.
Но все же писатель далек от того, чтобы идеализировать Литвинова. Признание его положительной роли не означает «идеализации» «дворянина-практика», как утверждает А. Г. Цейтлин, или «возвышения практики буржуазного реформаторства», «прославления деятельности постепеновца», как пишет, например, Г. Б. Курляндская[9,176].
Для Тургенева Литвинов был относительно положительным героем только потому, что другие деятели, которым должно принадлежать будущее, тогда еще, по мысли писателя, не сказали своего слова. Тургенев сознательно сводит задачи героя «Дыма» лишь к практической деятельности, как бы подчеркивая этим его ограниченность и «обыкновенность». «Дело», на которое способен Литвинов, доступно всем. Он даже не желает вникать в суть общественно-политической борьбы 60-х годов и не затрудняет себя размышлениями о судьбах России. Он принимает жизнь такой, какова она есть. На вопрос Губарева о политических взглядах он дает весьма характерный ответ: «Собственно у меня нет никаких политических убеждений»,— и тут же поясняет: «Мне кажется, нам, русским, еще рано иметь политические убеждения или воображать, что мы их имеем»[9, 160].
Тургенев считал, что в политических деятелях сейчас в России нет даже потребности. Они появятся со временем, когда страна определит свой путь[23,152]. Такой взгляд нашел отражение и в письмах Тургенева. В 1867 году он писал Авдееву: «Явно одно: от литературно-эстетического берега наше общество отстало — а к политическому еще не пристало . тут и плыви по середине»[2, 212].
Как же представлял себе Тургенев задачу Литвинова? Говоря о невозможности разглядеть будущее «планетарное состояние» страны, заставляя своего героя смотреть на жизнь с высоты сугубо практических задач времени, Тургенев не делает его в то же время дельцом-предпринимателем.[23,163] Деятельность Литвинова носит принципиально иной характер, ибо направлена не на собственное обогащение. Она прежде всего преследует просветительскую цель: пример европейски образованных помещиков со временем должен принести «пользу всему краю», и тогда Россия станет полноправным членом в семье передовых стран Западной Европы. Поэтому Литвинов с интересом слушает Потугина, хотя и не вполне соглашаясь со своим собеседником. Сам Литвинов смутно представляет общие принципы, во имя которых происходят преобразования; у него нет еще «политических убеждений». Программа Потугина должна со временем стать той высшей целью, которой ему недостает.
Авторское признание положительного значения практики Литвинова не ставило его на пьедестал героя жизни. «Надо вооружиться терпеньем и выжидать»[2, 271]—вот что советовал Тургенев Я. П. Полонскому, тоже обеспокоенному состоянием крестьянского дела. К этому выводу в конце концов приходит и недалекий герой романа. Самоуверенность Литвинова, вызванная убеждением в возможности немедленного наступления «новых времен», оказывается неосновательной.
На всем протяжении романа он является скорее фигурой страдательной, испытывающей на себе неотвратимые удары судьбы и неспособной противостоять ей. Любовь Ирины—разрушающая стихия, она уничтожила все, чем Литвинов жил, и прежде всего его уверенность в своем предназначении и деятельности. « .Им овладел ужас при мысли, что будущность, его почти завоеванная будущность, опять заволоклась мраком, что его дом, его прочный, только что возведенный дом внезапно' пошатнулся .» [9,251],—так передает писатель состояние Литвинова, понявшего свое чувство. А после разрыва с невестой герой еще более отчетливо осознал, что влечет за собой его любовь. Литвинову казалось, что Татьяна унесла с собою все, что для него «до сих пор было желанным и дорогим». « .Все мои предположения, планы, намерения исчезли вместе с нею; самые труды мои пропали, продолжительная работа обратилась. в ничто, все мои занятия не имеют никакого смысла и применения; все это умерло, мое я, мое прежнее я умерло и похоронено о вчерашнего дня» [9, 299],—писал он Ирине. Литвинов покорился своей участи.
Статьи по теме:
Государственная служба писателя
Творческую работу писателю приходилось совмещать с государственной службой, на которой он находился с 1829 по 1835 гг. Постепенно Гоголь двигался по служебной лестнице, получая чины и поощрения, приобретая связи во всех слоях общества. Он ...
Мастерство критического разбора А.С. Пушкина (о жизни и сочинениях Озерова)
Вклад А. С. Пушкина в развитие редакторского дела в России вряд ли можно переоценить. Достаточно сказать о том, что до Пушкина редактирования в России фактически не было. Более того, не было даже русского языка в том виде, в каком мы знае ...
"Неподходящее время... "
На данный момент у Кутилова вышло четыре книги, подготовлены они его самым близким и, пожалуй, единственным другом Г. Великосельским. Первый его печатный сборник "Провинциальная пристань" вышел в свет лишь в 1990 г., спустя пять ...