Образ положительного героя в творчестве И.С.Тургенева. Полемика
вокруг образа БазароваСтраница 5
О противоречии между взглядами и, как бы сказал Достоевский, натурой писал и Писарев в статье «Базаров». Сам Тургенев писал; «Статья Писарева в «Русском слове» мне показалась очень замечательна». Так что свидетельства Достоевского и Писарева, можно сказать, авторизованы самим Тургеневым. Так вот что писал Писарев: «Рассудочность Базарова была в нем простительною и понятною крайностью; эта крайность, заставлявшая его мудрить над собой и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла точно так же во время приближения смерти. Он сделался человеком вместо того, чтобы быть воплощением теории нигилизма»[12,45].
Характерно, что и Н.Страхов, говоря о Базарове, обращается к несмотря: «Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям»[15,186].
В письме Достоевскому Тургенев писал: «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо — а все толкуют: — зачем он так дурен? или — зачем он так хорош?» Исследователи считают, что эта фраза — «я попытался в нем представить трагическое лицо» — подсказана непосредственно письмом Достоевского или во всяком случае созвучна его духу[14,89].
На фоне этого высокого и истинного трагизма особенно понимаешь, сколь поверхностны и конъюнктурны поползновения изобразить Базарова неким мелким бесом.
Статьи по теме:
Голос исполнения
Исполняя песни, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось ещё секунда и рухнет потолок, и взорву ...
«Люди теплые живые шли на дно, на дно, на дно…». Человек и война
Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: ...
"Человек – Хронотоп" в повестях С.Д.Кржижановского "Вспоминания
о будущем" и "Возвращение Мюнхгаузена"
У Кржижановского сюжетным двигателем в "Воспоминаниях о будущем" становится изобретение Штерером Машины времени, как некоего нематериального устройства, позволяющего путем механических манипуляций добиться прямого взаимодействия ...