Фрагмент урока работы над ответами на вопросы к IV части рассказа Д. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка"Страница 1
Порядок работы такой: часть читается учащийся по отдельным законченным отрывкам (их четыре), затем они отвечают на вопросы по каждому отрывку. После этого школьники кратко формулируют основную мысль отрывка.
Первый отрывок Как вы думаете, зачем автор описывает подробно наступление зимы? (Автор подробно описывает наступление зимы, чтобы показать, что Серой Шейке стало очень тяжело жить. Она оказалась в беде) Цветы Шадринск сочные букеты в Шадринске.
Как себя чувствовала Серая Шейка с наступлением зимы? (Серая Шейка боялась зимы, потому что полынья замерзнет и уточка окажется беззащитной).
А как Лиса встретила наступление зимы? (Она обрадовалась, что Серая Шейка скоро окажется беззащитной, ее можно будет съесть).
Основная мысль отрывка: беззащитная Серая Шейка боится зимы.
Второй отрывок Как Лиса пытается вызвать Серую Шейку на берег? (Лиса хотела запугать Серую Шейку. Сначала она пыталась вызвать уточку на берег ласково. Она была хитрая).
Какими словами автор подчеркивает хитрость Лисы? (Читается предложение из текста).
Какими словами автор называет Серую Шейку? Как он к ней относится? (Он называет уточку беззащитной, несчастной, сочувствует Серой Шейке. Ему жаль уточку)
Основная мысль отрывка: хитрая Лиса пытается выманить Серую Шейку на берег.
Третий отрывок Как изменилось поведение Лисы, когда полынья почти совсем замерзла? (Лиса издевалась над уточкой. Она стала теперь говорить прямо, что хочет ее съесть) Прочитайте слова Лисы.
Основная мысль отрывка: Лиса издевается над Серой Шейкой.
Четвертый отрывок Как отнёсся Заяц к поступку Лисы? (Заяц осуждал Лису. Он возмущался "всем своим заячьим сердцем").
Как относится Заяц к уточке? (Ласково, дружески. Он сочувствует ей)
Основная мысль отрывка: Заяц сочувствует уточке.
Из данного примера видно, как от характера вопроса зависит построение ответа: вопросы направляют мысль учащегося в определенное русло и помогают сознательно использовать в речи выражения автора и те слова, которые вводит учитель для характеристики действующих лиц. Так, в приведенных ответах ученики употребили слова автора (беззащитная, несчастная Серая Шейка, Заяц возмущался) и новые слова (Лиса издевается, Заяц сочувствует).
После ответов на вопросы школьники легко справились с составлением плана IV части. В этом им помог учитель, так как короткое, точное выражение содержания основных отрывков является одновременно и планом части, и кратким ее изложением. При этом в плане нашла отражение работа над словами, показывающими эмоциональную оценку событий, действующих лиц.
Таким образом, как мы и рассмотрели в данной части работы, писатель часто противопоставляет природу (как гармоничное вечное целесообразное целое) миру цивилизации, в котором дисгармония естественна, а жестокость, в отличие от природной, не является вынужденной. Герои, не вписывающиеся в созданный человеком мир, уходят из него в природу, но уйдя - становятся одинокими, оказываются как бы между двумя мирами, не принадлежа ни одному из них.
Заключение Много лет прошло с той поры, когда создавались рассказы и сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка, но и сегодня призывают они жить в дружбе с природой, беречь ее флору и фауну. Произведения эти внушают веру в силу красоты окружающего мира, вызывают чувство восторга от гармонии и целесообразности в природе . Открытый, чистый взгляд простых и скромных героев книг помогает понять и полюбить и величие гор, и красоту гриба, и бабочки .
Наиболее сложными для понимания юных читателей представляются рассказы о природе и людях Урала - рассказы нравственно-философские по направленности, элегические по тональности, неоднозначные по художественному решению. Все они посвящены проблеме взаимоотношений человека и природы и остро ставят вопрос о том, что есть человечность, как сопряжено понятие человечности с представлением о цивилизации, является человек частью природы или он - инороден?
Статьи по теме:
Повесть Собачье сердце
Повесть написана в 1925 году, а опубликована в нашей стране только в 1987 году.
Представить, что было бы, если бы повесть попала на страницы печати сразу после ее создания, пожалуй, невозможно. В новой России свобода слова и печати была ...
Революция 1917 года и гражданская война в русской литературе ХХ века
Один из лучших памятников любой эпохи – это самые яркие и талантливые произведения художественной литературы.
Революция 1917 г. в России завершила идейную борьбу в начале XX в. Победило материалистическое миропонимание с его установкой, ...
Живопись М.Ю. Лермонтова
Почему-то в наше время говорят только о литературной стороне творчества Лермонтова и забывают о том, что он увлекался еще и живописью. Лермонтову-писателю всегда помогал Лермонтов-художник.
На создание произведений живописи поэта вдохнов ...