Слово писателя-демократаСтраница 1
Друг и "защитник живой природы - Д.Н. Мамин-Сибиряк Мамин-Сибиряк стал писать для детей в то тяжелое время (80-е годы XIX века), когда детскую литературу захлестнула мутная волна официальной народности, а проповедь монархизма сочеталась с низким художественным уровнем произведений.
Правдивое слово писателя-демократа учило любить свою страну, уважать трудовой народ, охранять родную природу. Особое значение для нравственного воспитания он придавал книге, называя ее то "живой нитью, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром", то "окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки". А "настоящим знанием" считал он близость к народной жизни, к родной природе - именно это стало основным предметом его творчества для детей.
В рассказе "Приемыш" повествуется о том, что девяностолетний Тарас более сорока лет живет в глухом лесу и, несмотря на оторванность от остального мира, сохраняет бодрость и работоспособность. "Где-нибудь в городе, - замечает автор, - он не прожил бы и половины, потому что в городе не купишь ни за какие деньги такого чистого воздуха, а главное - этого спокойствия, которое охватывало здесь".
Удивительное слияние человека с природой раскрывается в рассказе об этом старике: " . Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились.
Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста".
Тарас "знал места кругом верст на пятьдесят, знал всякий обычай лесной птицы и лесного зверя". На вопрос, не скучно ли ему одному, он обычно отвечал: "Одному? Тоже и скажет барин . Я тут князь князем живу. Все у меня есть . И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь . У всякой свой порядок и свой ум".
Заботливо выхаживает Тарас осиротевшего птенца лебедя. "Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык . Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает".
Верные друзья сторожей и охотников - собаки. На Урале их называют "промысловыми". Небольшого роста, со стоячими ушами и загнутым вверх хвостом, они напоминают дворнягу, но отличаются необыкновенным умом.
"Нужно видеть такую собаку именно в лесу, чтобы в полной мере оценить все ее достоинства", - пишет автор. Часто собаки становятся для этих одиноких стариков единственными собеседниками.
Как не вспомнить Музгарку из впечатляющего рассказа "Зимовье на Студеной", - рассказа, по которому снят кинофильм и сделаны диапозитивы.
Много лет прожили Блеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры дорогую рыбу - семгу.
Умирает от старости Музгарка. Завывание зимней пурги еще больше усиливает горе, постигшее одинокого старика. "Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк,
Статьи по теме:
"Простейший способ разделаться с диссентерами"
Через некоторое время после воцарения Анны началось давление на диссентеров. Их хотели лишить гражданских и религиозных свобод, закрывались диссентерские академии.
Некоторые диссентеры воспользовались временным единоверием, но "Дефо ...
Пейзаж в семантико-стилистической структуре рассказов А.И. Куприна
Основная направленность творчества А.И. Куприна – изображение человеческой гуманности, сострадания, доброты, поиск человеческой личности, способной противостоять диссонансу действительности.
Уже в ранний период определяется жанровое свое ...
Мастерство критического разбора А.С. Пушкина (о жизни и сочинениях Озерова)
Вклад А. С. Пушкина в развитие редакторского дела в России вряд ли можно переоценить. Достаточно сказать о том, что до Пушкина редактирования в России фактически не было. Более того, не было даже русского языка в том виде, в каком мы знае ...