Биография и творческая деятельность Оноре де БальзакаСтраница 6
Большие романы в европейской литературе к приходу Бальзак имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя («Жиль-Блаз» Лесажа, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо) или одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо) и исторический роман (Вальтер Скотт). Исторический роман был самосозерцанием в зеркале истории в дни её будней. Теперь буржуазная личность больше не одинока и не изолирована: переживания буржуа — это то, что «происходит повсюду».
Бальзак хочет показать «типизированную индивидуальность» и «индивидуализированный тип», дать картину всего общества, всего Французского народа, всей Франции. Это не легенда о прошлом, а картина настоящего, портрет буржуазного общества стоит в центре его творческой цели. Если можно и должно уделить внимание истории, то лишь тем её страницам, на которых написана запись о политическом рождении буржуазного общества, о её героических юношеских буднях. Буржуазное господство родилось в огне гражданских битв и революционных войн. «Сцены из военной жизни», которые по замыслу автора должны были заполнить целых 25 книг «Человеческой комедии», были бы посвящены этим героическим деяниям буржуазии. «Солдаты республики» (Les soldats de la République), «Ваграмская равнина» (La plaine de Wagram), «Москва», «Последнее поле битвы» (Le dernier champ de bataille) — таковы темы этих исторических романов.
Но героические дни — для буржуазии её прошлое, от которого она все больше отходит. Её знаменоносец сейчас банкир, а не полководец, её святыня — биржа, а не поле брани. Исторический замысел Бальзак остаётся в своих главных частях неосуществлённым. Буржуазия самоутверждается. Она и её писатель поглощены своим историческим настоящим. Нет у Бальзака ни необходимых красок, ни пафоса для воскрешения тех героических дней и дел.
Кроме романов Оноре де Бальзак написал и ряд драматических произведений, но большая часть его драм и комедий не были поставлены в театре, а те которые были поставлены – не имели особого успеха.
Каждое произведение Бальзака — это своеобразная «энциклопедия» того или иного сословия, той или иной профессии. К примеру: В романе «История величия и падения Цезаря Биротто» (1837) —речь идет о торговле; в романе «Прославленный Годиссар» (1833) —о двигателе торговли, рекламе; роман «Утраченные иллюзии» — это роман о журналистике; «Банкирский дом Нусингена» (1838) — роман о финансовом мошенничестве, и различных банковских аферах.
В обществе, каким его видит и изображает Оноре Бальзак, добиваются исполнения своих желаний либо сильные эгоисты (таков Растиньяк, персонаж, который впервые появляется в романе «Отец Горио»), либо люди, одушевленные любовью к ближнему своему (такие, как например, главные герои романов «Сельский врач»(1833) «Сельский священник» (1839). Люди слабые, безвольные, такие, как герой романов «Утраченные иллюзии» (1837-43) и «Блеск и нищета куртизанок» (1838-47) Люсьен де Рюбампре, не выдерживают тяжелых тягот и испытаний, и в конце концов сдаются и погибают.
Излюбленная тема Бальзака – яростная борьба даровитых честолюбцев, пробивающих себе дорогу в большом городе. Чистый юноша, попавший в большой город, и делающий себе карьеру ценой своей духовной и нравственной гибели – любимейший образ Бальзака. Таков Растиньяк из романа «Отец Горио», таков Люсьен Шардон из романа «Утраченные иллюзии». Его женщины, в большинстве своем такие же холодные эгоистки, думающие только о себе, как дочери Горио, с легкостью торгующие как туалетами, так и душами. Его мужчины – в большинстве своем похотливые мужчины, самцы. Если Бальзак и создает чистую девушку как Евгения Гранде, то только для того, чтобы показать, как самое чистое сердце в атмосфере современной жизни черствеет, вытравляется, как пропадает искреннее чувство и трогательная любовь.
Бальзак был общепризнанным отцом натурализма и реализма. Развитие реализма в литературе было отражением общего научного духа XIX века так же, как торжество позитивизма в философии и успехи естествознания. Знаменитый спор Кювье и Жоффруа Сент-Илера произвел большое впечатление на тогдашние умы. Кювье признавал в животном царстве несколько отдельных типов, между которыми нет связи. Сент-Илер отстаивал принцип единства органического строения у всех животных. Бальзак был учеником Сент-Илера и перенес его метод в область романа.
Статьи по теме:
В чем смысл названия «Очарованный странник»?
Повесть «Очарованный странник» названа так, т. к. слово «очарованный» – означает околдованный, оцепенение. Также, слово «очарованный» также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом «очаровываться». Герой повести откликается на ...
Константин Симонов – военный корреспондент. Константин (Кирилл) Михайлович
Симонов (1915-1979)
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился в 1915 г., в Петрограде. Мать, Александра Леонидовна, по второму мужу Иванишева, — настоящая Оболенская, из знаменитого княжеского рода. В «Автобиографии», написанной в 1978 году, своего физи ...
Проблема времени и пространства в философии
Пространство и время считались то объективными характеристиками бытия, то субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Две точки зрения об отношении пространства и времени к материи считаются основными: субстанцио ...