Булгаков и театрСтраница 1
Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940), выдающийся русский писатель и драматург; один из самых значительных авторов советской литературы, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в основном посмертное), которое трудно переоценить.
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в многодетной семье преподавателя Духовной академии.
Родители стремились привить детям христианский образ мыслей. В семье по воскресеньям вслух читали Библию, по праздникам непременно посещали церковь. В девятнадцать лет Булгаков, к тому времени поступивший на медицинский факультет Киевского университета, в ожесточённых спорах с родными засвидетельствовал своё неверие.
Первая мировая война застала Булгакова на старших курсах университета. Выпущенный вместе с другими студентами-медиками досрочно, он работал в госпиталях прифронтовой полосы, где занимался главным образом ампутацией рук и ног. Быть может, хирургическая практика и определила несвойственную русскому интеллигенту начала XX в. твёрдость, решительность его характера.
Осенью 1916г. Булгаков отправился в сельскую глушь Смоленской губернии, в село Никольское. За два года врачебной практики Михаил Булгаков хорошо узнал тот народ, к которому принадлежал. В «Записках юного врача» (книге, начатой ещё в Никольском) народ показан без обычного для русской интеллигенции преклонения, рождённого чувством вины перед крестьянством за слишком долгое крепостное право.
Булгаков знал — революция в России неизбежно приведёт к тому, что Пушкин в «Капитанской дочке» определил как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», а её разрушительные последствия для страны будут поистине ужасны.
В начале 1918 г. Булгаков вернулся в родной Киев и за полтора года пережил там не менее десяти смен власти. Зарабатывал на жизнь частной практикой. По-видимому, в том же или следующем году ему пришлось присутствовать при каких-то казнях. Потрясение от невольного соучастия (так он считал) в убийстве оставило неизгладимый след в его творчестве. У него возник постоянный мотив вины, который полнее всего будет развёрнут в личности едва ли не самого сложного и яркого героя романа «Мастер и Маргарита» — Понтия Пилата.
«Вина» и «расплата» станут главными мотивами его творчества. Трудному и долгому пути «излюбленной и Великой Эволюции» (как выразится позже сам Булгаков) его страна предпочла залитый кровью путь революции.
В 1920-1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, которым руководил писатель Ю. Л. Слезкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, "с голодухи", были впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной - "Сыновья муллы". Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с "левыми" критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина, Чехова. Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского периода писатель расскажет в повести "Записки на манжетах" (1922-1923).
Осенью 1921 г окончательно обосновался в Москве, где, сменив ряд профессий, занялся журналистской и литературной деятельностью (постоянный фельетонист газеты "Гудок" с 1923 г.). Быстро достиг успеха и признания, в основном, своими пьесами, у читателей и зрителей; параллельно росло неприятие творчества Булгакова у критиков и "коллег"-драматургов, подкрепленное политическими обвинениями в адрес "идеолога Белого движения", оно вылилось со временем в систематическую травлю. Его творчеству той поры были чужды популярные тогда концепции "левого" искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда - сатирические колкости в его произведениях по адресу В. Шкловского, Вс. Мейерхольда, В. Маяковского).
Статьи по теме:
Тема дороги в творчестве русских писателей и поэтов XIX века
Тема дороги, путешествия, являющейся неотъемлемой частью жизни каждого человека имеет большое значение в литературных произведениях занимает важное место в творчестве русских писателей XIX века.
О пути России и русского народа размышляли ...
Противопоставление человеческой и
исторической правды в трилогии
Уже из названий трагедий видно, что в центре внимания Толстого - личности трех монархов: не социальные конфликты, а психологические пружины индивидуальных характеров, с их внутренними страстями, есть движущая сила этих исторических трагед ...
Новая Россия на страницах романа И.А.Гончарова «Обрыв»
«Обрыв» создавался на протяжении двадцати лет. Гончаров писал: «План романа "Обрыв" родился у меня в 1849 году на Волге, когда я после четырнадцатилетнего отсутствия в первый раз посетил Симбирск, свою родину. Старые воспомин ...