Функции учебной книги
Все учебные книги, построенные на принципах развивающего и воспитывающего обучения, осуществляют следующие функции [12].
Информационная функция.
Учебная книга вводит человека в мир культуры, приобщает его к главным ценностям цивилизации, к результатам высших достижений человечества. В результате методической обработки материал книги становится пригодным дляобучения, и книга превращается в учебную.
Трансформационная функция.Теоретические знания, методы наук, характеристики профессиональной деятельности в учебную книгу прямо не переносятся. Они перерабатываются, преобразуются в целях усвоения с минимальными затратами. Для этого они отбираются, дозируются, группируются для лучшего понимания, запоминания и применения.
Систематизирующая функция.Необходимость полного, целостного и прочного усвоения требует, чтобы материал книги был систематизирован.
Функция организации межкурсовых и межпредметных связей.
Всякая учебная книга опирается на базовые элементы содержания образования. В своем дальнейшем развитии элементы содержания учебной дисциплины совершенствуются, становятся универсальными и соединяются с элементами других учебных дисциплин[2].
Функция закрепления и самоконтроля.
Эта функция необходима для усвоения материала, рациональной организации учебной работы, самостоятельного овладения знаниями и умениями.
Функция самообразования.
Материал книги должен быть так подобран и структурирован, чтобы с ним было удобно работать самостоятельно. Подобранные задачи и упражнения должны вызывать интерес к новым знаниям, поиску и усвоению их.
Организационно-процессуальная функция.В реальной жизни содержание образования живет и действует в процессе обучения, в его определенных организационных формах. Содержательная форма и организационно-процессуальная тесно взаимосвязаны.
Через учебную книгу осуществляется повсеместное внедрение и утверждение организационных форм обучения. Соответствие учебной книги требованиям определенной структуры учебного процесса является одним из основных критериев оценки книги, ее практичности и инструментальности.
В книге ведется настоящая борьба за читателя, за его внимание, за его интерес, за его понимание, за его убеждения. Оружие этой борьбы – постоянное видение читателя.
В борьбе за своего читателя автор старается предвидеть все его вопросы, сомнения и возражения. Автор сам ставит и развивает такие вопросы. Это позволяет ему освещать предмет всесторонне и избавиться от монотонного изложения материала.
Постоянное собеседование с читателем активизирует мысль автора, заставляет обдумывать текст, открывать новое в том, что он раскрывает читателю. Собеседование с читателем в процессе обучения наилучшим образом организует образовательный процесс[11].
Статьи по теме:
Лермонтовская тема в романе Гончарова «Обрыв»
На первый взгляд может показаться, что лермонтовская строчка («Свою Тамару не брани…») звучит в романе «Обрыв» случайно, ситуативно. В сцене соблазнения Райского Ульяной Козловой последняя цитирует лермонтовского «Демона»: «Оставь угрозы, ...
Константин Михайлович Симонов и Иосиф Виссарионович Сталин
Симонов был близок вождю, считался его любимцем. Симонов-любимец Сталина, Хрущева, Брежнева; герой, кавалер семи орденов, лауреат четырех сталинских премий; во времена Сталина - кандидат в члены ЦК.
Сталинисты-догматики говорят о нем как ...
Л.Н. Толстой
Также как и многие другие писатели Лев Николаевич Толстой использовал в своих произведениях прием цветописи для создания более глубоких образов героев. Не малую роль играет цвет в создании образа Наташи Ростовой в романе «Война и Мир».
У ...