Образы крестьянских детей в произведениях для детейСтраница 2
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь .
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славных путь.
Сколько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенства общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке — это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится. Из своего «далека» Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано.
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!
Образы крестьянского мальчика-школьника и Ломоносова вызывают у поэта слова, проникнутые глубокой верой в народ, горячим патриотическим чувством:
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой…
Наряду с «Железной дорогой» и «Школьником», адресованных юному читателю, Некрасов создает в 1860-1870-х годах и специальный цикл «Стихотворений, посвященных русским детям». Сюда вошли стихотворения «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи», «Накануне светлого праздника». Они также стали произведениями, полюбившимися детям. В центре внимания поэта здесь уже не образы детей, а картины крестьянской жизни.
Что же объединяет эти стихотворения? Почему Некрасов посвятил детям именно эти произведения? Ведь с его ведома печатались в сборниках для детей и многие отрывки из его «взрослых» поэм, стихотворение «Несжатая полоса» и т.д.
Некрасов приходит к мысли, что передовое, гражданское содержание в поэзии для детей не исчерпывается только идейно-тематической направленностью. Для воплощения этого содержания нужны и особые формы выражения. Богатейшие возможности для выражения своих чувств поэт находил в фольклоре. Источниками стихотворений Некрасова для детей становятся мудрые притчи, народные рассказы, анекдоты, поговорки, прибаутки, песенки, все то, что дети особенно любят, что всегда неотразимо действует на них.
Статьи по теме:
Характер юмора М. Зощенко
Опубликованные в 1922 году "Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова" привлекли всеобщее внимание. На фоне новеллистики тех лет резко выделилась фигура героя-сказчика, тертого, бывалого человека Назара Ильича Синебрюхова, пр ...
Основные приёмы формирования активизации словаря
при изучении произведения Мамина-Сибиряка о природе "Серая Шейка"
Связная речь учащихся является показателем правильности и сознательности употребления ими слов в своей речи, свидетельствует о прочном усвоении этих слов и практическом овладении ими.
Наиболее распространены в практике школы такие виды с ...
Карнавал и традиции народных праздников в культуре Средневековья
Неотъемлемой чертой жизни средневековых людей были карнавалы и площадные празднества. Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский яз ...