Биография и творчество Николая Николаевича Носова (23.11.1908 - 26.07.1976)Страница 3
Внук Игорь вспоминает: «От деда у меня три главных впечатления.
1)Всегда был занят.
2)Всегда со мной играл. Или писал, или играл .
3)Забивал гвозди, сверлил дырки. Рисовал, лепил. Сделал что-то вроде кондиционера .».
Так что понятно, откуда взялись технические гении в рассказах Носова; причем поданы они вовсе не как гении, а как обычные мальчишки среднего школьного возраста. Любопытные. Неугомонные. Взрослые иногда называют их шалопаями и бездельниками, а на самом деле их легко увлечь общим делом.
Интересно в рассказах Носова следить за отношениями между людьми - они совершенно бескорыстны. В повести «Дневник Коли Синицына». про разведение пчел, герои не пробуют ни капли меда - о меде они как-то даже и не думают, не в нем дело. В «Веселой семейке», выведя цыплят, мальчишки, подержав их немножко дома, потом везут в деревню тете Наташе - в городе цыплятам не хватает солнца и свежего воздуха Ведь не продавать же их! Да и сама тетя Наташа дает начинающим птицеводам яйца для инкубатора тоже просто так, совершенно бесплатно и, уж конечно, не ожидая цыплят. Что это, идеализация? Да нет, мы же не идеализируем время, в котором живем, - Носов писал про совершенно реальных, понятных ему ребят конца 40-х - начала 50-х годов. Именно про детей - взрослые ему, видно, были неинтересны. В его повестях и рассказах они нужны только для того, чтобы ругать за двойки (если это родители) или поручать заниматься с отстающим товарищем (если это директор школы). А вот дети живут интересной и сложной жизнью.
Николай Носов до тридцати лет вообще не писал. Первый сборник рассказов издал в тридцать семь; в сорок четыре получил Сталинскую премию за повесть «Витя Малеев в школе и дома» - пожалуй, самое лирическое, т.е. приближенное к личности автора, произведение. Там юный пионер занимается не пчелами и не цыплятами, а своим непутевым другом со смешной фамилией Шишкин, и, в конце концов, их долгий путь исканий, потерь и ошибок увенчивается победой - четверкой по русскому у Шишкина и пятеркой по арифметике у самого Вити Малеева. А главное - их общественной реабилитацией: из «отстающих» лентяев они стали полноправными (поэтому успешными) членами школьного коллектива. Все очень серьезно. И очень весело.
Примерно такая же проблема намечается в «Приключениях Незнайки и его друзей»: «неправильный» персонаж - хвастун, выдумщик, enfant terrible - под облагораживающим женским влиянием смягчается, цивилизуется, начинает защищать девочек и учится писать красивым почерком.
Совершенно очевидно, что автор рос в пору раздельного обучения - во всех его историях герои общаются в чисто мужском коллективе, девочка присутствует в их жизни только в роли младшей сестренки. В «Приключениях Незнайки .» этот принцип обоснован сюжетно и утвержден наглядно, как в античном мифе: в Зеленом городе живут аккуратные и прилежные, кокетливые и нарядные малышки, а в городе Змеевка запускают змеев и возятся с разными железками буйные озорники малыши. Правда, поскольку Незнайка все же не советский пионер, автор считает возможным внести в его образ романтический мотив - нежное чувство к Синеглазке. Расставаясь, он обещает писать ей письма и ради этого, собственно, и упражняется в каллиграфии.
В этой бесхитростной сказке воспроизведена модель общества - все его персонажи четко обозначены социально: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка. Общество в каком-то смысле идеально, потому что главным считается именно умный Знайка, а представителя правящей партии в нем и вовсе нет. Карикатурные образы писателя Смекайло и поэтессы Самоцветик заставляют нас вспомнить «Иронические юморески» - в отношении к коллегам Носов остается верен себе. Главный герой, как сказали бы во «взрослом варианте» сюжета, ищет себя: пытается то играть на трубе, то рисовать, то писать стихи, то управлять машиной . Но учиться ничему не хочет, поэтому во всем терпит неудачу. Правда, встреча с прекрасными малышками выявляет его способность к нравственному росту. Хоть он и врет, как настоящий Хлестаков, но находит с девочками общий язык. Именно благодаря Незнайке происходит примирение враждующих городов - Зеленого и Змеевки. Впрочем, примирению во многом способствуют черты идеальной женщины, которыми автор наделяет своих малышек, - они не только красивы и благовоспитанны, они еще трудолюбивы, добры, незлопамятны и снисходительны к мужским слабостям - просто прирожденные воспитательницы. И уж если ты не хочешь дружить с такими ангельскими созданиями и называешь их «воображульками», значит, сам дурак! К женщине у Носова отношение самое рыцарское. Из занятий он предоставляет им земледелие - малышки разводят цветы, фрукты и овощи - и врачевание; причем методы доктора Медуницы принципиально отличаются от методов «мужского» доктора Пилюлькина: если последний стоит за йод и касторку, то Медуница практикует приятное и безболезненное лечение медом. Основное же назначение женщины, по Носову, в обществе - смягчение нравов.
Статьи по теме:
Введение.
Русская литература 20 века развивалась бурно и противоречиво. Русская литература 20 века – это не только сохранение и развитие традиций писателей и поэтов 19 столетия, это и новаторский подход к созданию новых тем, образов.
20 век в исто ...
Стихотворение «Русь»
Образ родины, России «проявляется» в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – это чувство безоглядной любви. Уже в названии выразилась существенная сторона бло ...
О понятие «массовая культура»
Мэтры пишут километры. Сладкая неволя, милая несвобода. Колоссальные объемы написанного как главное условие величия. Отныне и вовеки веков мэтров массовой литературы именовать киломэтрами.
А Т. Морозова
При изучении массовой литературы ...