Биография и творчество Николая Николаевича Носова (23.11.1908 - 26.07.1976)Страница 2
А вот как вспоминают Николая Николаевича Носова его коллеги-писатели: « .человек он был нелюдимый, раздражительный и вообще мало с кем из литераторов дружил». Да, к взрослым, в отличие от детей, Носов относился критически. Его единственная «взрослая» книга «Иронические юморески» это убедительно раскрывает: очень смешно и довольно ядовито он пародирует современных ему литераторов-«интеллектуалов» и «почвенников», высмеивает директоров гостиниц, школьных учителей, великовозрастных балбесов, не уступающих место женщине в метро, нерадивых, невнимательных родителей . Считает величайшим заблуждением, что воспитывать надо только детей. «Нет, - говорит Носов, - воспитывать надо и взрослых. Точнее, оба эти процесса должны идти бок о бок».
В общем-то вполне естественно, что любовь к детям у детского писателя «генеральная черта» характера. В тех же «Иронических юморесках» он защищает детей от произвола, а скорее от непонимания взрослых. Вот ведь закрывают магазины игрушек - это же недопустимо! Для ребенка это волшебная лавка, и хорошо бы, чтобы по дороге взрослого к дому каждый день попадался магазин игрушек. Ведь малыш ждет-ждет заветную машинку . солдатика . куклу . да так и вырастает, и все, ничего уже не вернешь. А азбуку выучить, убежден Носов, он всегда успеет, да и учить его лучше с помощью игр и конфет. И еще непременно, непременно нужно утешить плачущего ребенка. Спросить, чего он плачет, может, обидел кто, может, заблудился или по маме соскучился, и обязательно успокоить, сказать: «Не надо плакать. Мамочка придет скоро. Утри слезы. Вот так. Все хорошо будет!». Потому что, когда ребенок плачет, «ему не менее тяжело, чем нам, в минуту душевной невзгоды, а мы как-то равнодушно смотрим на его слезы и . считаем их просто дурью или капризом». Не верит Носов психологам и физиологам, что «дети и старики часто плачут оттого, что . слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь. Страдание от этого не уменьшается, а лишь увеличивается».
Такого Носова, нежного, серьезного, почти трагического, мы не знаем по его веселым рассказам, вроде «Живой шляпы» или «Мишкиной каши». Хотя во всех историях, даже для малышей, можно найти самый разнообразный спектр чувств и отношений. Не случайно, по определению Носова, детская литература должна внятно утверждать приоритеты добра и нравственности. И писатель как нельзя лучше справился с этой задачей. Герои его повестей и рассказов простодушны и положительны, как и большинство любимых героев детских книжек. А XXI век еще и наделил их обаянием «ретро» - ностальгическим воспоминанием о той поре, когда школьники носили пионерские галстуки, сами изготовляли бенгальские огни и копили деньги на диковинную игрушку - телефон.
Если вспомнить героев носовских рассказов, просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают - утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. А главное, нашли верное решение - кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. В рассказе про телефон, как положено мальчишкам, аппарат распатронили, но зато в процессе выучились азбуке Морзе и сделали по электрическому звонку на дверь - тоже «полезная вещь в доме» в 50-е годы. Правда, и тогда жажда познаний не дает герою уснуть. «Как же работает электрический звонок?» - думает он. Встал, разломал батарейку - там оказалась какая-то жидкость, в которой мокла черная палка, завернутая в тряпочку. Понял, что электричество получалось из этой жидкости, а потом лег в постель и быстро заснул. Вот как совершаются великие открытия! Но не только научный прогресс увлекает маленьких изобретателей - они с огромным энтузиазмом готовы выводить цыплят в домашнем инкубаторе или разводить пчел на школьном участке. Сами мастерят инкубатор, сколачивают ящики, делают марлевые сетки, строят шалаш, в котором живут три дня, а также дежурят ночи напролет над будущими цыплятами и делают наблюдения за жизнью пчел. Понятно, что без дела мальчишкам скучно, но замечательно, что они не просто дурака валяют и не пропадают в «параллельном мире» (компьютера тогда не было, но средств ухода от реальности всегда хватает), а создают что-то настоящее и полезное. Технологические процессы описываются так подробно и увлекательно, что нет сомнений - автор знает, о чем пишет. Он сам такой.
Статьи по теме:
Проблема соотношения искусства и действительности
Следующей в нашей работе мы выделим проблему соотношения искусства и действительности. Эта проблема занимает особое, ведущее место и в произведении и во всем творчестве Оскара Уайльда.
Тесную связь с искусством мы можем увидеть уже в име ...
Образ царя Фёдора – создание
творческой фантазии Толстого
Новую пьесу драматург создавал гораздо дольше, чем первую: он начал «Царя Федора Иоанновича» в конце 1864 года и завершил к весне 1865 года первую редакцию, которая до нас не дошла - она не удовлетворила автора и была уничтожена. Толстой ...
Практическая магия
Свою статью "Гадание по рунам" из "Науки и религии" Пелевин использовал на все сто: сдал ее в качестве курсовой работы в Литинститут и продал какому-то кооперативу в качестве инструкции к набору рун. Часто говорил, что ...