Влияние частушки на формирование поэзии С.А. ЕсенинаСтраница 3
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Миссия грядущего дня!
(А. Белый «Родине» 1917г.)
Блок и Клюев учили его не только лиричности (хотя этому в первую очередь), но и емкости стиха, образности. И если взять блоковскую революционную поэму «Двенадцать», то мы увидим помимо общего объединяющего образа Христа еще и такой прием, как непосредственное введение в произведение городской частушки (третья часть поэмы состоит из трех частушек). Вся же поэма написана частушечным ритмом, со своеобразной частушечной рифмовкой, что в свою очередь, характерно для есенинских ранних поэм.
Блок: И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль,
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
(«Двенадцать» 1918 г.)
Есенин: Идут рука с рукою,
А ночь черна, черна!
И пыжится бедою
Седая тишина.
(«Товарищ» 1917 г.)
Хотя, если посмотреть на даты написания произведений, то выяснится, что Есенин создал своего «Товарища» за год до блоковской поэмы. А это значит, что уже не Есенин учился у Блока, а Блок был «учеником» Есенина.
Но после 1917 года Есенин не создает стихов с подобными ритмами. И лишь только в 1925 году у него вновь звучат частушечные мотивы. С чем связан такой длительный перерыв?
У меня есть на этот счет предположения, в связи с которыми Есенин перестает использовать частушечный ритм.
Во-первых, это личностно-бытовые причины (женитьба в 1917 г. на З. Н. Райх). Есенина «затягивает» круговорот домашнего быта, неустроенность в материальном плане, появляется новая забота – дети. У Есенина наступает серьезный период жизни, связанный с обязательствами перед семьей. Может, поэтому у него исчезает частушечный ритм в стихах, поскольку частушка – это, прежде всего, молодецкая удаль, размах, особая веселость, юмор. А Есенину в то время было далеко не до «веселья»!
Но даже разведясь с Райх в 1918 г., Есенин не возвращается к частушечному ритму в своих произведениях. А что же теперь? А теперь, как говорил сам Есенин в своей автобиографии в 1924 г., «В 1918 году я с ней расстался (с З. Райх), а после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918-1921 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Бесарабии, в оренбургских степях, на мурманском побережье, в Архангельске и Соловках.
В 1921 году я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании».
Какой вывод можно сделать из этого? Есенин находился в водовороте событий, находился вдалеке от Родины, от тех родных мест, где поэт получал подпитку для своего вдохновения. Он был далеко от своих родных березок, шелест листьев которых заставлял биться его сердце по-другому, навевал «веселую тоску», под впечатлением которой Есенин и писал свои полные раздолья и молодецкого размаха стихи. Он не слышал и журчанье вод реки Оки, которая как бы прокладывала дорогу от души поэта к листку бумаги, на который он и выплескивал частичку своей души, выраженной в стихотворении.
Этим и объясняется серьезность и даже трагизм стихов, которые Есенин писал в этот период. К ним относятся такие циклы, как «Персидские мотивы», «Москва кабацкая», «Любовь хулигана». Стихи из этих циклов отличаются от других стихов Есенина, которые были написаны раньше своей светлой грустью, разочарованием в прожитой жизни.
Нов 1925 г. Есенин снова в своих стихах возвращается к частушечному ритму. Он наблюдается в таких стихах: «Сыпь, тальянка…», «Эх вы, сани! А кони, кони!», «Слышишь, мчатся сани…». В них снова звучит русская родная удаль, размах:
…Эх, бывало, заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня.
Да приляжешь на сена охапку, -
Вспоминай лишь, как звали меня!
А в чем же причина этого возвращения? В 1925 году Есенин писал в своей автобиографии: «В смысле формального развития, теперь меня тянет все больше к Пушкину». А что такое поэзия Пушкина? Это простота и глубина слова, которую и выражает Есенин в своих стихах с частушечными ритмами. Например, у Пушкина:
Статьи по теме:
Основная тема творчества Николая Гоголя
Основная тема творчества Н. В. Гоголя — тема России, о чем он сам неоднократно высказывался: « .мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России .» (из письма Н. В. Гоголя В. А. Жуковскому от 2816 июня 1836 г.); «Еще с самых лет по ...
Потешки
По мере усиления игрового начала пестушки переходят в потешки, элементарные игры: «Ладушки», «»Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них создаётся элементарная игровая ситуация, предусмартивающая осознанную ответную реакцию ребёнка.
Потешки ...
Тема России в творчестве А. Блока
Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое значение. Сам поэт писал: «Родина это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, ...