Влияние частушки на формирование поэзии С.А. ЕсенинаСтраница 2
Как белая платия, так моя симпатия.
А вот прибаски, певшиеся на плясовой лад, под тальянку девками и бабами:
Мельник, мельник
звал меня в ельник.
Меня мамка веником:
не ходи по ельникам.
По вечерам допоздна слышались на константиновской улице девичьи страдания:
Ах, колечко мое сине,
На колечке твое имя.
От страданья от лихого
Нет лекарства никакого.
От страданья есть лекарка –
На дворе дубова палка.
Наряду с частушками пели так называемые «канавушки». Они появились так же, как и частушки, на злободневные темы. А связаны были с рытьем канав для осушения болотистых земель. По ходу работы тут же сочинялись и исполнялись «канавушки»:
Ой, канава, ты канава,
Какой черт тебя копал?
Я намедни шел к обедне,
Головой туда попал.
Жанр частушки позволяет ее быть очень разнообразной: от площадной и даже похабной до душевной, лирической. Вот как с любимым парнем разговаривает девушка:
Дорогой, куда пошел?
Дорогая, по воду.
Дорогой, не простудись
По такому поводу.
Частушка могла быть «страдальной» и одновременно усмешливой. Такое соединение чувств особенно нравилось Есенину:
В монастырь хотел спасаться-
Жалко с милою расстаться.
Владимир Чернявский вспоминал, что «частушки были его гордостью не меньше, чем стихи». На одной из встреч «Сергей убежденно защищал их, жалея только, что нет тальянки, без которой они не так хорошо звучат. Пел он по-простецки, с деревенским однообразием, как поет у околицы любой парень, но иногда, дойдя до яркого образа, внезапно подчеркивал и выделял его с любовью, как поэт».
По воспоминаниям Н.Вержбицкого, Есенин часто напевал:
Моя досада не рассада,
Не рассадишь по грядам!
Моя кручина - не лучина,
Не сожжешь по вечерам.
Частушка дала Есенину «язык» поэзии, научила форме, точности, образности. Ведь в ней часто присутствовал художественный образ, яркий, запоминающийся:
На горе стоит береза,
А я думала Сережа.
Я березу обняла:
Сережа, милый, - назвала.
Не с этой ли частушкой перекликается есенинский «Клен ты, мой опавший»?
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а во всю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
И совсем не удивительно, что именно частушки имели для Есенина большое значение в плане формирования поэтического мастерства.
Частушка словно была призвана иллюстрировать собой законы стихосложения и рифмы. Вот образец рифм в частушках и отображение их в стихах поэта
1. Парная или смежная рифма:
Частушка - Провожала Коленьку
За нову часовеньку.
Провожала за ручей,
Я не знала, Коля чей.
Есенин – Лейся, песня, пуще, лейся, песня звяньше.
Все равно не будет, то, что было раньше.
За былую силу, гордость и осанку
Только и осталась песня под тальянку.
(«Сыпь, тальянка…» 1925 год )
2. Часто встречается рифмовка трех из четырех строк:
Частушка - Я не сам гармошку красил,
Не сам лаком наводил.
Я не сам милашку сватал,
Отец с матерью ходил.
Есенин – За рекой горят огни
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.
( «За рекой горят огни» 1916год).
3. Перекрестная рифма с рифмовкой четных строк:
Частушка – Ах, щечки горят
Алые полыщут.
Не меня ли молодую
В хороводе ищут.
4. Есенин –
Заиграй, сыграй, тальяночка,
Малиновы меха.
Выходи встречать к околице
Красотка жениха.
5. А также встречается перекрестная, классическая форма рифмы:
Частушка – Не тобой дорога мята,
Не по ней тебе ходить,
Не тобою я занята,
Не тебе меня любить.
Есенин – Дымом половодье
Зализало ил,
Желтые поводья
Месяц уронил.
(«Дымом половодье» 1910год).
Но давайте посмотрим, в какие периоды творчества Есенина частушка наиболее сильно влияла на его поэзию. Если сопоставить особенности ритмики и рифмовки частушки и есенинских стихов, то можно увидеть, что наибольшую склонность к частушечному ритму имеют стихи раннего периода с 1910 по 1917 г. и стихи последнего года жизни – 1925. И если в отношении раннего творчества (1910-1916 гг.) картина более ясна (происходит порой бессознательное подражание), то со стихами 1917 и 1925 гг. попробуем разобраться. К произведениям 1917 года, где слышится частушечный ритм относятся маленькие поэмы Есенина: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение» и стихи: «Тучи с ожереба», «О, Матерь божья…» и др. Все они объединены одной тематикой – обновление Руси, пришествие нового Христа. Но причем же здесь частушка? Давайте обратимся снова к автобиографии поэта. В 1925 году Есенин пишет: «Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности». Оказывается, у Андрея Белого Есенин перенял лиричность стиха, подобную частушке:
Статьи по теме:
Мифологическая основа античной литературы. Классификация мифов. Греческая
космогония и теогония
Для античной литературы (литературы Древней Греции и Рима) в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма. Древнегреческая литература вы ...
Проблема соотношения красоты внешней и внутренней
Эта проблема занимает особое место в творчестве О. Уайльда.
В «Мальчике-звезде» писатель весьма последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека, и иллюстрирует мысль о том, что основой нравственност ...
Переводы А.Грегуара и А.Дюма
Продолжателем Элима Мещерского был Анри Грегуар (1881 – 1964). Он был видным историком – византинистом, трудившимся много лет в Бельгии. Это был страстный поэт – переводчик, оставивший немало весьма удачных воссозданий стихов Пушкина, Лер ...