Категория сказочного сюжета в творчестве А.С.ПушкинаСтраница 2
Итак, в самом центре решающих событий истории находится средний, гораздо более заурядный человек, чем сам Пушкин, тем не менее, им же выбранный. Рассказ искреннего и открытого Гринева рисует объективную картину происходящего, не подает поводов для подозрений в каком-либо «умничаньи» (кстати, любимое его слово). Язык Гринева-повествователя прост и доступен, без затей. Пушкин-поэт мог использовать описание бурана как аллегорию крестьянского восстания: «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!» Гринев же просто описывает метель, благодаря которой он познакомился с Пугачевым.
«Капитанская дочка» - повесть не просто о народном восстании, а об общечеловеческих проблемах. Нигде в повести мы не встретим описания угнетенного народа, наоборот, например, Савельич бескорыстно любит своих хозяев и предан им. И все же «Капитанская дочка» - глубоко народное произведение, даже общенародное, примиряющее все сословия. Почти все эпиграфы к главам взяты из народных песен. Их слова становятся выражением чувств героя-дворянина. Пушкин говорит нам, что жизнь сложнее любых схем, что для объединения людей недостаточно их принадлежности к одному сословию. Гриневу намного более симпатичен Пугачев, чем Швабрин - такой же, как он, офицер. Каждый герой повести - не просто представитель своего сословия, но самостоятельная личность: и Савельич, и Пугачев, и императрица. Пугачев - представитель народа, но он не смешивается с толпами людей, идущих за ним, он вождь и понимает, что одинок и рано или поздно его предадут. Обсуждая калмыцкую сказку об орле и вороне, Пугачев и Гринев высказывают свою жизненную позицию. Пугачев не может жить иначе, для него бунт - смысл жизни, для Гринева же - «жить убийствами и разбоем значит клевать мертвечину». Герои не сходятся в определении основы жизни и тем не менее остаются доброжелательны друг к другу.
Пушкин модифицирует и значения романтизма - одного из главных литературных орудий воплощения чудесного - в том числе и в его собственном раннем творчестве.
В повести относительно мало изображены кровопролития, всем и так хорошо известна жестокость крестьянской войны. Но там, где такие сцены есть, в них изображены страдания обеих сторон - это и башкирец с изуродованным лицом, и смерть четы Мироновых. Снова А.С.Пушкин разрушает любые схемы и главным измерением сюжета делает такое человеческое качество, как сострадательность, обычная доброта. Вспомним, как впервые в повести появляются Пугачев и императрица - словно два полюса. Герои встречаются с ними как с обыкновенными людьми, и лишь затем выясняется, что оба они наделены властью. Милосердие же проявляют лишь к тем, кому лично симпатизируют. Избирательно.
В «Капитанской дочке» много сказочного. Здесь отразилась мечта поэта о возможности устройства такого мира, где все зиждется на добрых и мудрых человеческих отношениях; герой и повествователь помогают внушить именно эту мысль читателю.
В «Метели» и «Капитанской дочке» (чьи мотивы прообразованы сном Татьяны в «Евгении Онегине») подспудным или символическим значением «чудесности» наделяется зимняя природа. В прозе она играет путеводительную и посвятительную роль в судьбе героев и выступает скрытым источником национальной истории (война 1812 года, пугачевщина). Мотив зимнего пути отражен также в стихотворениях «Страшно и скучно» (1829) и «Бесы» (1830).
В «Капитанской дочке» воспроизведена с противоположным итогом - и, значит, смыслом -. ситуация «Медного Всадника». Герой, также оказавшись между царем и восставшей «стихией», не становится пассивной жертвой последней; а проходит путь ее преодоления. Значит, культура русского XVIII века и содержащиеся в ней значения чудесного выступают источником как исторического трагизма, так и его преодоления.
Тема чести была для Пушкина принципиальной. В замечательной своей повести «капитанская дочка» А.С.Пушкин в эпиграф вынес слова пословицы: «береги честь смолоду». Что нужно человеку, чтоб не уронить своего достоинства в любых испытаниях? Что делает человека подлинно великим? Вот герой повести Петр Андреевич Гринёв, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» не понимает решения своего отца: отправить его служить в орегбург.
Статьи по теме:
Введение.
Я выбрала эту тему, потому что мне понравился главный герой романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" - Печорин.
Роман создавался с 1837 - по 1840 год. Материалом послужили кавказские впечатления, в частности путешествия по ...
Роль описанной одежды для создания фона эпохи
Одежда в романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции.
В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.
В одежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается ...
Что делает стихи Фета притягательными для людей нашего времени?
Ответ:
Наших современников привлекает стихи Фета, потому что основным содержанием его поэзии является – любовь и природа. Его стихотворения отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством. Также, Фет пис ...