Литература последней трети XVIII века.
В последней трети XVIII века в литературе развернулась острая политическая борьба. Классицизм по-прежнему занимает видное место, но переживает глубокий кризис. В новой общественно-политической обстановке писатели этого направления не могли ограничиться «высокой» тематикой. Мир обездоленных людей властно напоминал о себе, заставляя художников слова размышлять о страданиях народа, о путях решения наболевших социальных вопросов. В литературе начали складываться реалистические тенденции.
Весьма мрачный, жестокий мир изображён в комедиях Д.И Фонвизина «Бригадир», «Недоросль» – принёсший ему бессмертную славу. Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II в этих комедиях, свидетельствуют о большом гражданском мужестве писателя.
Письма, написанные во время путешествия Фонвизина во Францию, в которых он подробно описывал свои впечатления, являются замечательным образцом русской публицистики и важным этапом в развитии жанра литературного «путешествия».
Г.Р. Державин свёл поэзию с заоблачных высот, приблизил её к жизни. Его произведения насыщены реальными приметами времени, конкретными подробностями, в которых запечатлён быт эпохи. В этом легко убедиться, читая «Фелицу». Державин сыграл великую роль в подготовке русской реалистической поэзии. С классицизмом поэзию Державина сближали попытки создания образа идеального монарха, высокий гражданский пафос обличения зла («Властителям и судьям»), воспевание «славы героев» в победных «громозвучных одах», использование античной мифологии, многочисленных олицетворений, торжественный тон и величественные образы философских од «Бог» и «Водопад».
По словам Белинского, Державин «заплатил слишком большую дань классицизму», но в тоже время стремился «к верности изображения картин русской жизни».
Резкое осуждение существующих в России социальных порядках содержится в целом ряде произведений А.Н. Радищева. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена, стала», это горькое признание писателя-гражданина не могло не призывать, не побуждать к действиям по преобразованию общества на разумных началах. Нарисовав в «Путешествии из Петербурга в Москву» множество картин бедственного положения крестьян, писатель предупреждает о грядущей опасности: «…Колокола ударят…. Мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечность».
Форма путевого дневника позволила автору широко охватить русскую действительность, глубоко раскрыть мысли, чувства, страдания, переживания народа, передать свои впечатления от увиденного.
В «Путешествии…» Радищев уделяет значительное внимание «волнениям сердца». Эта особенность нашла отражение и в языке книги, во внутренних монологах путешественника, в риторических вопросах, обращениях и восклицаниях.
Писатель сделал именно народ центральным героем. Пользуясь приёмами ораторского красноречия, характерными для его времени, Радищев вводил в текст славянизмы именно там, где хотел достигнуть возвышенного, торжественного звучания художественного слова. И всё же в «Путешествии…» преобладает живой русский язык. Народный язык позволил писателю воспроизвести стиль крестьянской речи, точной и выразительной: «Небось, барин, не захочешь в мою кожу». Порой эта речь близка к песне, печальной и заунывной.
Радищев ясно осознавал новаторское значение своих творческих изысканий. Не только в области общественной мысли, но и в художественной литературе ему пришлось
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах.
Статьи по теме:
Маргарита Наваррская и рассвет ренессансной новеллы в 30-40 гг. XVI в.
По своему положению «единственной и возлюбленной сестры короля» (как она всегда именуется в документах эпохи), Маргарита Наваррская стояла в непосредственной близости к политическим событиям и иногда принимала в них деятельное участие. Он ...
Эволюция лирической
героини. Сборник "Вечер". Начало пути
Практически все исследователи отмечают такую особенность лирики Ахматовой, как контрастность: Так, Е. Долбин пишет: "Поэзия Ахматовой жила контрастами. В лирическую ткань врывались поединки характеров. Резкими чертами обозначались их ...
Фотографии Виктора Пелевина
...